Юля Попкова
Опыт работы «Формирование элементарной технической грамотности у старших дошкольников средствами игрового оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последнее время все чаще можно услышать о необходимости развития инженерии и научно-технического творчества, о том, что современный мир экономики нуждается в высококвалифицированных кадрах. Но существующая модель образовательного процесса не в состоянии полностью обеспечить реализацию этой стратегической задачи. Задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования, в том числе и на дошкольной ступени образования.
На сегодняшний день в детском саду содержание данного направления ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки – понятие более широкое и вместе с тем конкретное.
Перед нами встал вопрос, как сделать так, чтобы деятельность, связанная с ручной умелостью, с конструированием (моделированием) была доступна, современна и интересна детям? Как создать условия для ее полноценного формирования?
Решение нашлось, когда мы познакомились с разными парциальными программами и изучив их, пришли к выводу о том,что надо составить свою, на основе изученных парциальных программ. Так появилась наша программа технической направленности -«Самоделкин», в которую мы включили инновацию в виде инженерной книги.
Цель: Создание условий для формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи :
-Организовать в группе предметную, игровую техно – среду, адекватную возрастным особенностям;
- Разработать методический материал для проведения образовательной деятельности в соответствии с технологией программы.
- Формировать основы технической грамотности воспитанников;
- Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- Воспитывать интерес к техническому миру, к профессиям.
Основополагающими принципами программы «Самоделкин» стали принципы сформулированные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым. Такие как:
-Развитие творческого воображения;
- Формирование осмысленной моторики;
- Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию и другие.
Деятельность по реализации педагогического опыта
Реализуя программу «Самоделкин», мы поняли, что существует ряд трудностей, с которыми необходимо справиться:
- дефицита игрового оборудования;
- отсутствие методической базы для разработки инженерной книги;
- отсутствие моделей и схем к ней.
Для решения проблемы недостатка игрового оборудования был организован мониторинг имеющегося оборудования и составлен план приобретения пособий.
Лучшим вариантом решения вопроса по созданию инженерной книги стало тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса: дети, родители и педагоги. Так появились схемы, модели, конспекты, чертежи, которые наполнили инженерную книгу.
Благодаря заинтересованности и инициативе родителей, в группе появились некоторые виды конструкторов, что позволило частично решить вопрос о пополнении предметной среды конструкторами.
Что же собой представляет инженерная книга?
Инженерная книга - это подробный индивидуальный дневник всех занятий с детьми, в который занесены все этапы продвижения инженерного проекта: проблемы, задачи, решения. Всё это описывается «детским языком». Используя рисунки, схемы, простейшие чертежи, дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.
В инженерную книгу заносят схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, зарисовывают выбранные материалы, инструменты, которые понадобились
Инженерная книга оформлена в скоросшиватель, где на титульном листе написаны фамилия и имя ребенка. Так же можно наклеить фотографию ребёнка, что облегчит не читающим детям поиск своей книги.
Последующие листы – это планеры или инженерные листы на каждую тему. В верхней части листа прописывается название темы проекта, дата.
Что такое инженерный лист?
Инженерный лист, это детский документ, который заполняется ребенком на каждом занятии по конструированию. В инженерном листе, в доступной для детей форме (детским языком, картинками, отражены все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи и решения.
Инженерные листы складываются педагогом с детьми в течение года в рабочие индивидуальные папки, это и есть инженерная книга.
Инженерный лист представляет собой бумажный лист формата А4, разделенный на части. Лист разрабатывается воспитателем перед каждым занятием. Листы распечатываются по количеству детей, (т. е. каждый ребенок получает свой собственный инженерный лист). Содержание листов может меняется в зависимости от конструируемой модели. Порядок расположения и заполнения модулей определяет воспитатель.
Итак, из каких модулей, частей состоит инженерный лист:
Инженерный лист должен быть понятен детям, поэтому все его части называются «детским языком» от лица ребенка:
1. Я буду конструировать…
2. С кем я буду делать.
3. Из чего я буду делать.
4. Правила техники безопасности.
5. Правила поведения.
6. Какую модель я буду делать.
7. «Что у меня получилось»
Содержание каждой модели листа:
1. «Я буду конструировать…» – в этой части располагается целостное изображение модели, которую дети будут конструировать, возможно изображение модели, разделенной на части. Изображение модели может быть готовое, либо выполненное педагогом (графическое, фотографическое). При заполнении этого раздела необходимо учитывать, что изображение модели должно быть четким, доступным для восприятия ребенком, должны быть хорошо видны все ее части.
2. «С кем я буду делать?» – в этой части листа педагог должен создать условия для выбора ребенком партнера для своей деятельности, ребенок выбирает – будет ли он выполнять работу самостоятельно один, в паре, либо малой группой.
3. «Из чего я буду делать?» – педагог наполняет изображениями (картинками) этот модуль таким образом, чтобы все материалы пригодные, для создания модели, оказались в этом месте (изображения конструкторов, подручного материала, дополнительных элементов). Если дети выбрали работу в паре, то им необходимо будет договориться о том, из какого конструкторского материала они вместе будут создавать свою модель.
4. «Правила техники безопасности» – в этой части листа находятся знаки- символы: нельзя помещать мелкие предметы в уши; нельзя брать предметы в рот; нельзя наступать на детали конструктора, если он вдруг оказался на полу; правильно передавай ножницы и т. д.
5. «Правила поведения» – знаки, обозначающие правила, например, договариваемся, слышим друг друга, не ссоримся, не шумим во время работы.
6. «Какую модель я буду делать?» – этот раздел инженерного листа остается пустой, его всегда наполняют дети. На этом поле они зарисовывают (детский чертеж, либо наклеивают из деталей свою будущую модель. Таким образом, выполняя предварительно свою модель на плоскости, они имеют дополнительную возможность вспомнить все части модели, а также само устройство конструкции.
7. «Что у меня получилось?» -этот раздел инженерного листа остается пустой, и заполняется позже. Сюда вклеивается фото готовой поделки.
Делать выбор на листе можно разными способами. Можно предложить просто обводить выбранную картинку, можно предусмотреть наличие окошечек рядом с каждым изображением. С детьми можно договориться, каким знаком они будут отмечать свой выбор (галочка, кружок). Дети постарше могут вклеивать в нужное поле листа готовые картинки с выбранным изображением.
Достигнутые результаты :
- дети могут «читать» и создавать постройки по простейшим схемам, чертежам;
- умеют заполнять инженерную книгу;
- знают некоторые способы крепления деталей (примагничивание, скрепление, соединение, скручивание, защелкивание, вставление);
- дети могут видоизменять постройки по ситуации, дорабатывать конструкцию;
- используют в речи некоторые слова технического языка;
- разрабатывают простейшие схемы;
- взаимодействуют с другими детьми в процессе деятельности по созданию моделей;
- знают и понимают устройство некоторых простых механизмов;
- соблюдают правила техники безопасности.
Наблюдение за воспитанниками подтверждает наличие практически у всех устойчивой мотивации к занятиям с конструкторами и игровыми наборами. Дети проявляют интерес к оборудованию не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Они с удовольствием работают в инженерной книге и проявляют инициативу и самостоятельность в конструировании и моделировании.