Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек, шеи и языка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А в дальнейшем правильное произношение становится привычным.
Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, а значит, она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, уменьшается мышечный тонус, который мешает ребёнку свободно произносить определенные звуки. В ходе выполнения упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.
Кому показаны и противопоказаны занятия?
Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории рано говорящих, то и в 2,5 года.
После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и нарушения в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и дизартрия.
Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.
Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.
К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.
Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.
Общие требования
Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.
Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.
Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу и он откажется выполнять задания.
Гимнастику необходимо делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.
В каждое задание постарайтесь включать не больше 2-3 упражнений. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.
Гимнастика проводится в положении сидя. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.
Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это поможет ребенку лучше представить себе задачу.
Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.
Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, ослабят у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.