Светлана Овчинникова
Артикуляционная гимнастика в картинках
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика в картинках
Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его умение общаться с другими людьми, говорить четко, интересно, грамотно. Начинать заботиться о качестве речи детей нужно как можно раньше. С каждым годом число детей с речевыми дефектами увеличивается. Речь формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов : губ, щек, мягкого неба и языка. Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития ЗРР, и детям, имеющим нарушение звукопроизношения. Выполнять упражнения для губ, щек и языка нужно ежедневно, по нескольку раз в день, причем повторять каждое упражнение следует не один, а несколько раз подряд. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.
Публикация «Артикуляционная гимнастика в картинках» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Для того чтобы познакомить детей с артикуляционной гимнастикой- необходим доступный для их восприятия наглядный материал. Этим материалом могут стать игрушки или картинки, иллюстрирующие разнообразные артикуляционные упражнения.
В своей работе я использую вот такие картинки, которые сделала сама из самоклеящейся пленки. Картинки распечатала на принтере, а затем по шаблону наклеила рисунки. Получились отличные картинки, которые я использую в индивидуальной работе с детьми.
"Часики"
Цель: Укрепить мышцы языка- отрабатывать их подвижность, совершая движения из стороны в сторону напряженным языком.
Ходят часики вот так,
Отбивая каждый шаг:
Тик-так, тик-так, тик-так…
Ходит маятник вот так.
Делай так, делай так…
Тик-так, тик-так, тик-так…
«ЛЯГУШКА»
Цель: Укреплять нижнюю губу и тренировать ее подвижность.
У лягушки
Рот- ловушка.
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
Губу к низу опустила,
Сразу муху проглотила.
«СОБАКА»
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ и языка.
Жучка косточку грызет-
К ней никто не подойдет.
Зубы скалит Жучка,
Фу, какая злючка.
А теперь другое дело:
Жучка косточку доела.
Языком рот облизала
И хвостом нам завиляла.
«ГОРКА»
Цель: Развивать мускулатуру языка, укрепить кончик языка.
Научить детей придавать языку положение, необходимое для произнесения свистящих звуков
Ой, сердит мороз!
Горку снегом занес.
Ребятишки не пугаются-
И на лыжах все катаются.
«ЧАШЕЧКА»
Цель: Укрепить мускулатуру языка. Научить детей удерживать язык в форме чашечки. Подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Ш»
Чай по чашкам разливаю-
Сладким чаем угощаю.
Подожди -не убирай!
Наливаю в чашку чай.
«ЛОШАДКА»
Цель: Укрепить мышцы языка, отрабатывать подъем языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Выработать вибрацию губ и языка, подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Р»,развивать силу выдоха.
По дорожке лошадь мчится.
Слышишь, цокают копытца (Поцокать языком)
Сначала лошадка скакала быстро-быстро (поцокать быстро, потом помедленнее, еще медленнее и наконец отстановилась – «ТПРУ-У-У…» - стой лошадка, отдохни!
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с
внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз). Нижняя
челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.
Утром зубы каждый день,
Чистить нам совсем не лень.
И вверху, и внизу
Щеткой, я своей пройду.
«ИГОЛОЧКА»
Цель: Научить детей напрягать язык и делать его узким и длинным.
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Как в лесу у елочки,
Острые иголочки.
Досчитаем до шести,
Язычок свой покажи.
«ЗМЕЙКА"
Змейка под кустом шипит,
Она высунет язык.
Раз, два, три, четыре, пять –
Уберет язык опять.
«ПАРОХОД ГУДИТ»
Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении.
Пароход по морю ходит,
Громко песенку заводит.
Язычок вверх подними,
С пароходом погуди.
Источник: https://logoportal.ru/statya-14946/.html
О. А. НОВИКОВСКАЯ «Веселая зарядка для язычка» Игры и упражнения для развития речи и дикции. М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2011.-206с.