Ольга Гусакова
Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах.
Просто распечатай и занимайся с удовольствием.
Будет в помощь не только родителям, но и педагогам и логопедам.
Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности артикуляционных органов. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты очень много времени и внимания уделяют артикуляционной гимнастике. Комплексов упражнений на сегодняшний день существует великое множество. Я предлагаю Вам универсальный комплекс упражнений, который поможет вашему ребенку и подготовит его к дальнейшей работе с логопедом.
Публикация «Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Этот комплекс упражнений направлен на восстановление двигательных функций языка, ведь именно язык является наиболее подвижным органом речи и непосредственно отвечает за правильное произнесение множества звуков.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, предлагаю таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст):
1—2 года – звуки: а, о, э, п, б, м;
2—3 года – звуки: и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й;
3—5 лет – звуки: с, з, ц, ш, ж, ч, щ;
5—6 лет – звуки: р, л.
Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, добиваясь точности выполнения артикуляционных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, кратковременно, чтобы ребенок не утомлялся, но в день по несколько раз.
Описание упражнений артикуляционной гимнастики, сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стишки и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается взрослым, а ребенок в это время выполняет упражнение.
1. "Лягушка". Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
2. «Слон». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать от1 до5. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы были сомкнуты. Проверьте это рукой, поставленной под подбородок.
3. «Бегемот». Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
4. «Блинчик». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от1 до10. Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
5. «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.
6. «Горка». Губы в улыбке, рот открыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается за нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой».
7. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, широко открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от1 до3. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от1 до3. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
8. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
9. «Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щёки.
10. «Чашечка». Губы улыбаются, рот открыт, широкий язык тянется наверх, к носу, передний и боковые края языка загнуты в виде чашки. Удерживать язык в таком положении на счёт от 5 до 10.
11. «Вкусное варенье». Улыбнуться, широко открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала (можно придерживать её пальцем).
12. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, широко открыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
13. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
14. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от 10 и как можно дольше.
15. «Дятел». Улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: Д-ДД, Д-ДД. Постепенно убыстряя темп. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык.
16. «Фокус». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.
Информационные ресурсы:
1. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.
3. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» издательство М. :Экспо:ОЛИСС, 2016г.
4. Картинки к буклету [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.yandex.ru/; https://pixabay.com/