Наталья Соловьёва
Консультация для родителей «Психологическая адаптация детей в приемной семье посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая адаптация детей в приемной семье через игровую деятельность»
«Психологическая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье» - одна из острейших проблем современного общества.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая адаптация детей в приемной семье посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важнейшим из которых является приемная семья, адаптироваться в современном обществе.
Ведущую роль ближайшего социального окружения для нормального психического развития ребенка играет семья. Только семья может дать ребенку-сироте необходимый статус и сможет помочь адаптироваться в современном обществе. Адаптация приемного ребенка в семье - трудный вопрос и сложная жизненная проблема. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера
Режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения. Один из способов социальной адаптации опекаемых детей это - игра. Такой вид деятельности детей направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
В игре осуществляются, предметные действия и проигрывание социально-ролевых ситуаций. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Игра дает опекаемому ребенку возможность овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. В игре формируется личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Таким образом, игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности. Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Применяя в работе с опекаемыми детьми игровую деятельность, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в детском саду. Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Ни к одной деятельности, ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры, а они огромны. Способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обобщает игровой и нравственный опыт, помогает детям осваивать игрушки, формируется у них умение играть. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:
«Игры на кухне»
«Съедобное-несъедобное».
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: совместно с ребенком выберите тему игру ( н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
«Обзывалки»
Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.
Правила игры: совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
Отгадываем «Вкусные» загадки.
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь — в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Завернули эту плитку
В серебристую простынку.
Скушать плитку каждый рад.
Что же это? (Шоколад)
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста. (Пирожок)
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша!
Так вкусна на завтрак… (Каша)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Задания на развитие мелкой моторики:
1. Рассортировать белую и красную фасоль;
2. Выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3. В мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
4. Посчитать, сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…
5. Игры с прищепками: снимать с верёвки и т. д.
6. Игра «Дождик» : указательным пальцем одной руки постукиваем по ладони другой руки;
7. Нанизывайте на шнурок бусинки, пуговицы, кольца пирамиды;
8. Застегивайте пуговицы, молнии, кнопки;
Вовлечение детей в сюжетно-ролевые игры, создание комфортной предметно-развивающей среды, взаимодействие с семьей опекаемого ребенка способствуют успешной социальной адаптации, что является залогом физического и психологического благополучия опекаемого ребенка. Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить. Тактично, но не навязчиво предлагать свою помощь в создании игровой среды : «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п. Отказ ребенка воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивать как проявление доверия и уважения за деликатность и такт. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью принять ее. Тактично подключаться к уже начавшейся игре ребенка, принимая дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»). Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).
В процессе совместной игры побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль. Стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. Научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами. Выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них. Подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть. По окончании игры выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в ней.