Елена Александровна Осетрова
Технология ТРИЗ
Идея основоположника ТРИЗ — Генриха Сауловича Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать. Эту идею передает название одной из первых книг Генриха Сауловича — «Творчество, как точная наука».
Публикация «Технология ТРИЗ» размещена в разделах
Цель ТРИЗ в педагогике — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Кредо тризовцев : каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
В рамках Теории были выработаны определенные законы:
закон системности,
закон S-образного развития,
закон идеальности,
закон противоречивости,
закон согласования,
закон динамики-статики.
Несмотря на то, что ТРИЗ была разработана в середине прошлого века, она до сих пор остается актуальной.
Актуальность состоит в том, что с помощью методов и приемов ТРИЗ возможна реализация системно-деятельностного, личностно-ориентированного и ситуационного подходов, которые зафиксированы во ФГОС ДО.
Часто в практике можно услышать словосочетание «Технология ТРИЗ». Действительно, методы и приемы ТРИЗ достаточно технологичны, так как имеют научную основу, обладают системностью и воспроизводимостью. Это подчеркивает современность данной теории и ее практическую значимость для дошкольного образования.