Юля Горяева
Консультация для педагогов «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий»
▼ Скачать
Составление рифмованных текстов детьми старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ технологии
(опыт воспитателя Горяевой Ю. В. МБДОУ № 52 г. Миасс Челябинской обл.)
Публикация «Консультация для педагогов „Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рифмы, учимся рифмовать
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
С самого раннего возраста детей окружают стихи: колыбельные песенки, потешки и прибаутки, сказки детских писателей. Поэзия может быть лирической и печальной, веселой и задорной, но всегда близкой и понятной детям. У ребят 5-6 лет словарный запас уже достаточно большой, но при этом еще не ограниченный какими-либо стереотипами и правилами. Поэтому старший возраст является для словотворчества и развития стихотворного потенциала благодатной почвой.
На начальном этапе всегда идет ознакомление с рифмами. Дети разбирали понятие «рифма» и ее особенности, учились находить рифмованные слова в тексте стихотворений.
На 2 этапе началась самостоятельная работа с рифмами. Дети подбирали картинки, на которых изображены рифмующиеся объекты, принимали участие в играх «Найди пару», «Дружат или не дружат», «Подскажи словечко». Постепенно задача усложнилась, и были введены для рифмовок глаголы и прилагательные. Чтобы расширить область словарного запаса, нами применялось универсальное пособие по ТРИЗ «Я познаю мир». При выборе опорного слова использовалась зона анализаторов и признаки предметов с их значениями. Например: признак предмета «форма»-овальный-печальный, квадратный-занятный, или «звук»-громкий-звонкий-тонкий.
На 3 этапе началась работа по сочинению стихотворений с помощью таблицы. Данная таблица позволяет создать условия для развития речи и творческого мышления, помочь при составлении стихотворений. Таблица состоит из 4 горизонтальных рядов, по 4 кармана в каждом ряду. Один ряд-одна строчка. В первые карманы каждой строчки помещаются карточки с напечатанными словами-союзами, местоимениями, частицами или наречиями (если, бы, или, а, не, когда, чтобы и др.) Во вторые карманы ставятся карточки с моделями распространенных глаголов. Заранее подбираются пары предметных рифмованных картинок и располагаются в четвертых карманах (Маша-каша, конь-огонь, коса-колбаса и т. д.). В ходе работы, совместно с детьми, была создана картотека моделей глаголов и наречий, которые использовались при сочинении стихов. Третий карман предназначался для дополнительных слов, с помощью которых можно выровнять стихотворный размер и ритм, обогатить стихотворение прилагательными, числительными, наречиями или вставить карточку с признаком предмета. Сначала использовались две первые строчки, с двумя рифмованными карточками ( например: кошка-ложка) и добавлялись глаголы («мне купили плюшевого зайку, а на нем надета майка» или «если встретил ты лису, не давай ей колбасу»)
После добавили еще две строчки в работу и стали составлять стихи из четырех строк. В работе использовали парные и перекрестные виды рифм. Расположение карточек в карманах заранее обсуждалось с детьми и менялось.
На 4 этапе мы познакомились с творчеством Г. Остера и особенностями его поэзии. Разобрали глаголы в его стихах и придумали свои. У нас получилась дополнительная картотека моделей «вредных» слов. Например: ломать, пугать, разбить, орать, кусать, убегать и др.
Затем мы начали составлять по таблице свои «Вредные советы», которые начинались со слов «если ты…», как в оригинале. Например:
Если ты увидел кашу-
Отворачивай лицо,
Плюйся в маму, в тетю Машу,
Выбрось кашу на крыльцо.
* * *
Если ты увидел в книжке
Нарисованную мышку
Надо книжку ту бросать
И погромче закричать.
У нас получилось немало стихотворений, т. к. дети не лишены чувства юмора и умеют шутить. На эти стихотворения были нарисованы иллюстрации, которые мы оформили в яркую стенгазету нашего творчества.
В процессе решения такой творческой задачи у детей обогащается словарный запас, развивается креативное мышление, воспитывается чувство юмора и художественный вкус.