Нина Тарасова
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр».
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию дошкольного образования. Педагог дошкольник призван решать задачу воспитания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности дошкольника. Дошкольное воспитание – главная ступень в физическом, психическом, и умственном развитии ребёнка. Дальнейшее развитие ребёнка и его обучение в школе, зависит от полученных знаний и навыков в дошкольном возрасте. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать пусть несложные пока причинно – следственные связи, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту вполне под силу детям дошкольного возраста. В процессе своей практической деятельности я выяснила, что в подготовительной группе немало детей уже умеют читать и писать печатными буквами. Но была заметна проблема, это развитие логического мышления у детей. А развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому решила больше времени посвятить развитию логического мышления. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, я считаю, что именно в игровой деятельности можно найти резервы, позволяющие ненавязчиво осуществить адекватное развитие логического мышления ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Цель моей работы: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, абстракция).
2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;
3. Развитие познавательных интересов и творческого воображения;
Учеными было выделено три вида мышления : наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное, общее, частное и единичное, утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское, научное;
Умозаключение – индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии;
Выделяют следующие средства, развивающие логическое мышление :
• Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
• Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
• Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
• Загадки. Задачи – шутки.
• Игры-головоломки.
• Игры с счетными палочками.
• Разгадывание ребусов.
• «Неправильные» сказки.
В группе была создана развивающая среда и подобраны разнонаправленные дидактические игры по развитию логического мышления. Среда группы была оформлена с учётом расположенных центров и доступности. Так же учитывались индивидуальные и возрастные возможности детей. Как выше было сказано, основной формой работы по развитию логического мышления были дидактические игры. Игры я использовала на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Игры на развитие логического мышления
Название игры Цель игры Действия
«Логический дом»
Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.
«Мои любимые сказки»
Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
«4 лишний – классификация»
Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.
«Где, чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.
Ребёнок должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождения
Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
«Весёлая логика»
Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
«Лото занимательная математика» Цель: Закрепление знаний цифр и счета Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10
«Логика и счёт» Цель: Закрепление счета и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Дети самостоятельно могут проверить свои знания цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Игра головоломка «Танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу
Игра-головоломка «Волшебный круг»
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Игры со счётными палочками
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности Ребё нку дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек
Конструкторы, пазлы, разрезные картинки Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ. Ребенку надо создать на плоскости картинки по образцу.
«Кто что любит?»
Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».
«Назови одним словом» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Зачитать ребенку слова одной группы и попросить их назвать одним или несколькими словами.
«Чередование»
Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.
Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратить внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
Упражнение на развитие гибкости ума
Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.
Назвать ребенку как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.
«Говори наоборот»
Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д
«Сравнение предметов (понятий)» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: «Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»
«Угадай по описанию» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребёнку угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор).
«Кто кем будет?» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Показать предметы и явления и предложить ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т. д.
«Разложи по порядку»
Цель: Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения
Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дать ребенку картинки для рассматривания. Предложить разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составить по ним рассказ.
«Нелепицы»
Цель: развитие внимания и наблюдательности. Предложить ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросить его найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложить рассказать, как бывает на самом деле.
Немаловажную роль в развитии у детей логического мышления сыграла работа с родителями. Были проведены консультации, на которых родители были ознакомлены с содержанием работы по программе, с играми, в которые играют дети, находясь в группе.
Были разработаны консультации для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). В уголке для родителей выставлялись папки передвижки познавательного характера, советы родителям, литература по теме. Совместная работа с родителями позволила мне значительно расширить познавательные интересы детей и заинтересовать родителей успехами своих детей. Систематическое обучение, игровой материал, развивающая среда, работа с родителями весь комплекс мероприятий позволил мне сделать вывод.
Во первых развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Во вторых применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.