Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»

Нина Тарасова
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр».

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию дошкольного образования. Педагог дошкольник призван решать задачу воспитания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности дошкольника. Дошкольное воспитание – главная ступень в физическом, психическом, и умственном развитии ребёнка. Дальнейшее развитие ребёнка и его обучение в школе, зависит от полученных знаний и навыков в дошкольном возрасте. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать пусть несложные пока причинно – следственные связи, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту вполне под силу детям дошкольного возраста. В процессе своей практической деятельности я выяснила, что в подготовительной группе немало детей уже умеют читать и писать печатными буквами. Но была заметна проблема, это развитие логического мышления у детей. А развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому решила больше времени посвятить развитию логического мышления. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, я считаю, что именно в игровой деятельности можно найти резервы, позволяющие ненавязчиво осуществить адекватное развитие логического мышления ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Цель моей работы: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, абстракция).

2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;

3. Развитие познавательных интересов и творческого воображения;

Учеными было выделено три вида мышления : наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное, общее, частное и единичное, утвердительное и отрицательное;

Понятие – житейское, научное;

Умозаключение – индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии;

Выделяют следующие средства, развивающие логическое мышление :

• Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

• Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

• Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

• Загадки. Задачи – шутки.

• Игры-головоломки.

• Игры с счетными палочками.

• Разгадывание ребусов.

«Неправильные» сказки.

В группе была создана развивающая среда и подобраны разнонаправленные дидактические игры по развитию логического мышления. Среда группы была оформлена с учётом расположенных центров и доступности. Так же учитывались индивидуальные и возрастные возможности детей. Как выше было сказано, основной формой работы по развитию логического мышления были дидактические игры. Игры я использовала на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Игры на развитие логического мышления

Название игры Цель игры Действия

«Логический дом»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.

«Мои любимые сказки»

Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

«4 лишний – классификация»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.

«Где, чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.

Ребёнок должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождения

Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

«Весёлая логика»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

«Лото занимательная математика» Цель: Закрепление знаний цифр и счета Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10

«Логика и счёт» Цель: Закрепление счета и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Дети самостоятельно могут проверить свои знания цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Игра головоломка «Танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу

Игра-головоломка «Волшебный круг»

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Игры со счётными палочками

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности Ребё нку дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек

Конструкторы, пазлы, разрезные картинки Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ. Ребенку надо создать на плоскости картинки по образцу.

«Кто что любит?»

Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

«Назови одним словом» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Зачитать ребенку слова одной группы и попросить их назвать одним или несколькими словами.

«Чередование»

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратить внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.

Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Назвать ребенку как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д

«Сравнение предметов (понятий)» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: «Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

«Угадай по описанию» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребёнку угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор).

«Кто кем будет?» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Показать предметы и явления и предложить ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель: Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дать ребенку картинки для рассматривания. Предложить разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составить по ним рассказ.

«Нелепицы»

Цель: развитие внимания и наблюдательности. Предложить ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросить его найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложить рассказать, как бывает на самом деле.

Немаловажную роль в развитии у детей логического мышления сыграла работа с родителями. Были проведены консультации, на которых родители были ознакомлены с содержанием работы по программе, с играми, в которые играют дети, находясь в группе.

Были разработаны консультации для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). В уголке для родителей выставлялись папки передвижки познавательного характера, советы родителям, литература по теме. Совместная работа с родителями позволила мне значительно расширить познавательные интересы детей и заинтересовать родителей успехами своих детей. Систематическое обучение, игровой материал, развивающая среда, работа с родителями весь комплекс мероприятий позволил мне сделать вывод.

Во первых развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Во вторых применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб»Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб» Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 18:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Тарасова (УИ 332818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД