Лучший педагог года

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ

Ольга Козырева
Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Козырева Ольга Юрьевна,

воспитатель первой кв. к. ,

МКДОУ детский сад №21ГО Ревда

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование должно носить развивающий характер, стимулировать развитие способностей ребенка, его самостоятельности и инициативы, ориентируясь, при этом на зону его ближайшего развития. Данное положение стандарта определяет переход педагогов на использование в образовании детей дошкольного возраста развивающих технологий. Актуальным становится возвращение в массовую практику дошкольного образования педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательских задач. Применение данной технологии поможет решить актуальную проблему для многих педагогов дошкольного образования – это поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей, определенных ФГОС ДО.

Публикация «Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ» размещена в разделах

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

• корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;

• определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);

• выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования

Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем : в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

В результате проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на вопросы.

Также хочется отметить, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С. «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» Новосибирск: Наука,1991

2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994. 60стр.

3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

4. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

5. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

6. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. 92стр.

7. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр. 435-442.

8. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994. 157стр.

9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание №7, 2011.

10. Корзун А. В. «Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ - педагогики» Саратов, 2008

11. Сидорчук Т. А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи». Ульяновск,2006.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 17:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД