Ольга Козырева
Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Козырева Ольга Юрьевна,
воспитатель первой кв. к. ,
МКДОУ детский сад №21ГО Ревда
Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование должно носить развивающий характер, стимулировать развитие способностей ребенка, его самостоятельности и инициативы, ориентируясь, при этом на зону его ближайшего развития. Данное положение стандарта определяет переход педагогов на использование в образовании детей дошкольного возраста развивающих технологий. Актуальным становится возвращение в массовую практику дошкольного образования педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательских задач. Применение данной технологии поможет решить актуальную проблему для многих педагогов дошкольного образования – это поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей, определенных ФГОС ДО.
Публикация «Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
• корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;
• определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);
• выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования
Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем : в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.
Метод морфологического анализа Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
В результате проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на вопросы.
Также хочется отметить, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.
Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» Новосибирск: Наука,1991
2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994. 60стр.
3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
4. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
5. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
6. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. 92стр.
7. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр. 435-442.
8. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994. 157стр.
9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание №7, 2011.
10. Корзун А. В. «Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ - педагогики» Саратов, 2008
11. Сидорчук Т. А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи». Ульяновск,2006.