Получи документы

Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста»

ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

. Новые подходы к адаптации детей РВ

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах

Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние, которое без специальной психолого-педагогической организации среды может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются :

• Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах.

• Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

• Постепенное заполнение групп.

• Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

• Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

• Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Условия, созданные в ДОУ, для успешной адаптации детей раннего возраста являются неотъемлемой частью всего процесса.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения сотрудников ДОУ создавать атмосферу уюта и любви в группе детей раннего возраста. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребенка, двигательная активность и ярко выраженная познавательная деятельность, которая проявляется в стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Материалы и оборудование в группе создают оптимальную целостную среду для развития и успешной адаптации детей. Организация пространства имеет свои определенные «правила». Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность). Игровой и дидактический материал должны быть расположены в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются. Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».

Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой "домик" можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

В этот период можно применить метод "песочной терапии".

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961, основателем аналитической терапии.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения нормально общаться.

Игры в песок, особенно для малышей, являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Педагоги младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

• Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе.

• Так же педагог естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актёра, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями, как уже говорилось ранее, поэтому именно в этот период любимая игрушка может выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.

С целью облегчения адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению можно использовать дидактическую куклу, которая каждое утро встречает малышей и приветствует их. А при уходе домой прощается с ребятами. Также в группе могут оживать сказочные персонажи, которые тоже могут встречать и провожать детей. Если ребёнок расстроен, грустит или плачет кукла всегда пожалеет и обнимет малыша. Эта кукла принимает участие в режимных моментах: «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле помыть руки», «Кукла хочет спать». С куклой всегда можно поиграть в игровой зоне в сюжетные игры: «Кукла заболела», «Кукла пришла к нам в гости», «Постираем кукле платья». В уголке конструирования дети могут строить домик, дорожки для куклы. В уголке уединения можно просто посидеть с ней.

В период адаптации рекомендуют проводить адаптационные игры «Бубен», «Петрушка», «Колокольчик» и другие.

Музыкальная игра - это активная деятельность, которая вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос-ти. Особое место в организации успешной адаптации занимают музыкально-ритмические игры: «Где же наши ручки?», «Ладушки -ладушки», «Заинька попляши». Во время тихого часа также можно включать музыкальные произведения «Колыбельные», проводить гимнастики пробуждения с использованием потешек.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем:

создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать, В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться, Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

Делая выводы по освещенному вопросу, хочется еще раз подчеркнуть необходимость организации пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как одного из важнейших условий адаптации детей раннего возраста. Поэтому немаловажно организовывать среду с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Так же необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников. Для успешной организации процесса адаптации детей раннего возраста, вся работа ведется по плану воспитательно - образовательной деятельности, включающей в себя использование различных методов, приемов и форм организации детей, как в групповой комнате, спортивном зале, так и на свежем воздухе. Таким образом, деятельность специалистов ДОУ в рамках мероприятий по адаптации детей раннего возраста, является залогом успешного привыкания ребенка к новым условиям.

Литература:

1. Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad

https://www.maam.ru/detskijsad

https://infourok.ru

https://kopilkaurokov.ru

https://nauka.x-pdf.ru

Публикации по теме:

Консультация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка» " Создание условий для успешного развития и воспитания.

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Тип деятельности: развлечение. Тема: «Осень в детском саду». Участники: дети первой младшей группы и их родители Количество участников:.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…» "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации в современном обществе"«Конечная цель.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи в соответствии с ФГОС» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации детей раннего возраста» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации детей раннего возраста".

О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста Важным условием укрепления физического и психического здоровья ребёнка раннего возраста является обеспечение его психологического благополучия.

Презентация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Презентация на педсовете на тему: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» 1 слайд Притча «Жил.

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ». педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна Цель: повышение.

Создание условий для двигательной активности детей в группе раннего возраста Сообщение на тему: «Создание условий для двигательной активности детей в группе раннего возраста» Подготовили воспитатели: Арманшина.

Презентация «Создание условий для сюжетно-ролевых игр в группе раннего возраста» ЗАДАЧИ: Основной задачей педагога является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста»
Опубликовано: 1 марта 2019 в 19:57
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА (УИ 1013790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД