Елена Макагонова
Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для развития речи в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям, способности к познанию самоорганизации, саморазвитию и к построению личности, своего мира через диалог с другими людьми.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей.
Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- развитие речи детей во время общения взрослых и детей.
- участие родителей в речевом воспитании.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету».
Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны оснащены современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в детском саду нужно оформлять речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно-игровые развивающие ситуации, литературные викторины, видеофильмы, слайды – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с другими.
Организационный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения и оценки. Это способствует развитию самооценки и повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.
Наряду с обогащением словарного запаса, овладением сложными речевыми формами, не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности, отражать не только тему и содержание рассказа, но и его настроение. Например: «Придумай страшную сказку», «Расскажи смешную историю», «Сказка о доброй Бабе-Яге» и т. д. В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.
В работе с детьми необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.
Наглядный метод: наблюдения в природе, в быту, рассматривание картин, иллюстраций.
Словесный метод: чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал.
Например: «Расскажи, как провел выходные дни», «Как провел день рождение».
Практический метод: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки.
Таким образом, должна проводиться систематическая работа по формированию речи дошкольников, но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитию речи.
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013 г.
3. Баранков В. Л., Волкова Н. С., Дмитриев Ю. А., Егошина Л. А., Еремина О. Ю., Жукова Т. В., Журавлева О. О., Кирилловых А. А., Махник Д. И., Павлушкин А. В., Пуляева Е. В., Путило Н. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) (под общей редакцией А. А. Кирилловых). - "Деловой двор", 2016 г.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
5. «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О. А. Карабанова и др.