Получи документы

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Светлана Лысенко
Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ».

педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи: Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Рассмотреть направлениями работы педагогов с родителями.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ» размещена в разделах

1. Вступительная часть.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но проблема адаптации всегда стоит на первом месте для педагогов детских садов.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие постоянно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, безтравматичным.

2. Информационная часть.

Определение понятия адаптация.

-Что же такое адаптация? (ответы педагогов).

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Выделяют два вида адаптации :

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.

Социальная адаптация – приспособление

к новым социальным условиям существования в данный момент

Различают три фазы прохождения адаптационного периода.

Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению (педагоги работают в подгруппах)

• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• Отсутствие тренировки его нервной системы

• Состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям, в адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»);

• Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи, если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);

• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

• Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• Не умеет занять себя на некоторое время игрой;

3. Практическая часть.

Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

- Как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? (педагогам предлагается решить педагогические ситуации)

Упражнение «Ложные и истинные факты об адаптации»

Педагогам предлагается прочитать факты, и определить какой из двух фактов верный.

Ключ.

Истинные факты: 1а, 2, 3, 4а, 5, 6.

Ложные факты: 1, 2а, 3а, 4, 5а, 6а.

«Чего ожидают родители от детского сада»

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.

Данные из анкетирования родителей

• 1- чистота помещений, оборудования и соблюдение всех норм гигиены (наличие именных полотенец, горшков, постельное белье тоже личное);

• 2- уход и безопасность и все, что с ним связано. Проследить, чтобы ребенок помыл руки перед едой, после прогулки и туалета. Первые два должны быть постоянным совместным ритуалом;

• 3- безопасность, под безопасностью я понимаю отсутствие колюще-режущих предметов в зоне доступа детей, включая площадку, острых углов, открытых окон без решеток, охрана, запирающиеся плотно входные двери в группе.

Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации (ребенка, родителя).

Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительном, до адаптационном этапе, педагоги обеспечивают условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста. Это могут быть следующие мероприятия: Первая информационная встреча с родителями, знакомство с семьей воспитателем, анкетирование, день открытых дверей, экскурсия по детскому саду, приглашение воспитателя в гости, посещение прогулки, информационная поддержка родителя (буклет о детском саде, с рекомендациями по успешной адаптации и пр., посещение ребенка группы кратковременного пребывания, посещение ребенком вместе с мамой центра игровой поддержки.

Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей в это время родителям предлагают ознакомиться с процедурой адаптации, через инструкцию по адаптации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться.

Необходимо подготовить буклет о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующего детским садом, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов.

Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи или провести анкетирование. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Администрация и работники детского сада – визитная карточка ДОУ.

Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование. Большой объем информации можно получить, используя методику «Рисунок семьи», тест детско-родительских отношений Варги-Столина, 16-факторный опросник Кеттела. Множество тестов позволят психологу в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.

По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Важная форма адаптации семьи – экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод – старший воспитатель или психолог – расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие. Если родители спешат, из видеотеки старшего воспитателя можно выбрать записи наиболее удачных концертов, занятий с малышами и предложить посмотреть их дома вместе с ребенком.

В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму в работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т. п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.

Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель сам предлагает маме принять воспитателя группы дома, чтобы он смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель – установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между членами семьи. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.

Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тёте», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает её. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети играют, гуляют, поют, танцуют в детском саду, и даже показать фотографии. Воспитатель, добившись контакта с ребенком и завоевав у него доверие, приглашает его на прогулку в детский сад.

На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Хорошо, что между ребенком и воспитателем уже установилось доверие, наладился эмоциональный контакт. Воспитатель, зная малыша и его семью, теперь может легко вступать в контакт с ними. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с другими детьми во дворе, поэтому он с удовольствием общается со сверстниками. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой: можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми: «Посмотрите, подошел, толкнул и отнял игрушку, а теперь отбирает игрушку у того, кто сильнее. Посмотрите, что будет, когда он получит отпор. Его стукнули – он заплакал, жалуется. Кто виноват? Тот, кто защищается, или тот, кто не умеет договариваться?».

Для того чтобы на прогулке у ребенка сложились хорошие отношения со сверстниками, воспитатель выстраивает детей в круг, и они хором приветствуют новенького. Большинство детей уже после первой прогулки готовы отпустить маму и идти в детский сад. Важно, чтобы мама сама успокоилась и не боялась оставить ребенка.

Если малыш тревожный, плохо идет на контакт, не следует настаивать на том, чтобы сразу после прогулки он пошел в группу.

Если ребенок крайне тревожный, а мама чрезмерно невротизирована, можно рекомендовать ей сначала приводить ребенка только на прогулку или позволить какое-то время присутствовать в группе.

На основном этапе, задача которого – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, родителям, используются такие формы работы, как:

Беседы и консультации

Родительские собрания

Анкетирование

Посещение на дому

Записки, дневники

Семейные проекты и совместное творчество родителей, детей. Специалистов

Фотогазеты

Видеопоказы

Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе

Дистанционное общение

Наглядные формы педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, буклеты, памятки).

4. Заключительная часть (Рефлексия).

Педагогам предлагается поделиться своим опытом работы в адаптировании детей раннего возраста к детскому саду и заполнить анкеты

Для дальнейшей оценки качества проведенного семинара практикума по данной теме

Публикации по теме:

Групповой семинар-практикум для педагогов «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ» Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Детский сад - новый период в жизни ребенка. При поступлении.

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Тип деятельности: развлечение. Тема: «Осень в детском саду». Участники: дети первой младшей группы и их родители Количество участников:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов. Задачи: 1. повышение уровня психологической культуры; 2. развитие умений проявлять.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю» Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Подготовила:.

Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: бросовый.

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУСеминар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Опубликовано: 3 января 2019 в 12:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лысенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД