Ермакова Нина
Консультация для педагогов «Синдром профессионального выгорания педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Тема нашего сегодняшнего педсовета- «Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного процесса в ДОУ»
Когда мы слышим это выражение, то, как правило, вспоминаются здоровьесберегающие техники и приёмы относительно наших воспитанников. Между тем под это поределение попадает сохранение и здоровья педагогов и родителей воспитанников ДОУ, а также речь идёт не только о физическом, но психическом здоровье.
Публикация «Консультация для педагогов „Синдром профессионального выгорания педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поэтому сегодня я хотела бы рассказать вам о том, что такое Синдром профессионального выгорания в работе педагога, его признаках и какие профилактические меры можно принимать, чтобы избежать этого явления в своей жизни.
Так что же такое СПВ?
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека, в частности педагога. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
• Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
• Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
• Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
СТАДИИ ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (К. Маслач) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности :
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
• специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• снижение интереса к работе;
• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется никого видеть»;
• возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• нарастание апатии к концу недели;
• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Согласно общим статистическим данным, наиболее подвержены СПВ педагоги со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет, Педагоги со стажем более 10 лет как правило уже сумели выработать собственные способы саморегуляции и психологической защиты.
ПРОФИЛАКТИКА СПВ
1. СПОСОБЫ ФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
• Различные движения потягивания и расслабления мышц
• Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.
• Релаксация
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
• длительный сон,
• вкусная еда,
• общение с природой и животными,
• движение,
• танцы,
• музыка.
3. САОСОБЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей.
И конечно же не забывайте про самовнушение и самопоощрение.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Я МОЛОДЕЦ!», «Я УМНИЦА!», «КАК ЗДОРОВО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Благодарю за внимание!