Галина Павлюченко
Опыт работы по теме «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя тема: «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
Актуальность моей темы связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей о родном крае, его природе, традициях, тем более действенными они окажутся в воспитании патриотических чувств ребенка, любви к родному краю.
В наши дни, когда наш мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете нужны образованные люди, от них будет зависеть ее судьба. Вот почему так велика роль дошкольного воспитания. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в раннем детстве.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Природа родного края
- Природа, планета Земля, экология
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В своей работе я наметила следующие задачи:
• Расширять знания детей о природе родного края
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому
• Расширять представление о родном крае и его природных особенностях
• Воспитывать у дошкольников любовь и привязанность к своей Родине
• Развивать патриотическое отношение и любовь к родному краю
Для реализации поставленных задач я подбирала приемы, которые помогали мне их решать, множество из которых было основано на игровой деятельности, как ведущей в детском саду.
Знакомство дошкольников с природой начинается с малого-ухода за растениями уголка природы и ее обитателями. Я стараюсь чтобы дети знали названия комнатных растений, правила ухода за ними, проявляли внимание и заботу к обитателям уголка природы.
Главной формой ознакомления дошкольников с природой являются занятия, где ребята с удовольствием рисуют родную природу в разное время года, лепят животных, отгадывают загадки о природе, учат пословицы и поговорки, стихотворения и рассматривают картины. Проводим с ребятами викторины и экологические квесты, экспериментальные опыты - как способ решения познавательных задач.
Одной из форм знакомства детей с природой являются прогулки и экскурсии. Как воспитатель я стараюсь прививать любовь к природе в любое время года. Рассматриваем с детьми цветы, деревья, листья, небо, насекомых и т. д. Учимся анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы и умозаключения.
Играем с ребятами в экологические игры: «С какого дерева листочек», «К названному дереву беги», «Найди отличия», «Когда это бывает» и многие другие-где закрепляем названия деревьев, времен года, учимся определять состояние погоды. В ходе наблюдений я обращаю внимание детей, что в природе все живое, все нуждается в заботливом и бережном отношении человека.
Немало важную роль играет труд детей в природе-один из основных методов в работе, где ребята учатся ухаживать за объектами природы, проявляя заботу к ее состоянию.
В процессе общения ребенка с природой происходит обогащение словаря и речи детей.
Много читаем с детьми художественной литературы о природе, таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Э. Шима и др. Организуем тематические выставки книг о природе.
Каждое занятие, беседу, наблюдение, прогулку я сопровождаю чтением стихотворений о природе русских и советских поэтов: Н. Некрасова, А. Пушкина, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, Ф. Тютчева… Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность и образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из литературных произведений.
Каждую неделю в нашей группе проходят занятия экологического кружка, где ребята пополняют и расширяют свои знания о природе.
Вместе с дошкольниками мы придумываем и реализуем проекты забот о природе, например наша акция «Птичьи столовые», «Подари елочке жизнь», «Сортируй правильно». Это все формирует активную жизненную позицию, положительное и бережное отношение к природе помогают добиться не механического запоминания правил, а осознанного. Они служат экологической пропагандой среди родителей, которые и становятся активными помощниками.
Наши дошкольники любят играть в дидактические, подвижные, словесные и настольно-печатные игры-в них дети уточняют и закрепляют имеющиеся знания о явлениях природы, растениях, животных, цветах, овощах и фруктах.
В своей деятельности по ознакомлению детей с природой я использую пособие О. А. Скоролуповой «Путешествие по России утки Руси». С помощью этого пособия ребята получают знания о природных зонах нашей страны, их обитателях и растениях, тем самым поддерживая детскую любознательность по отношению к родному краю.
Ежегодно проводим «День земли», «День птиц», «Эколята-юные защитники природы», где посвящаем ребят старших групп в юных защитников природы и вручаем им удостоверения.
Моей педагогической находкой является создание в нашей группе мини музея «Природа родного края».
Целью создания мини музея экологической направленности является воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру. В целом мини музей широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
Дети и родители являются соучастниками и создателями музея. В мини музее можно трогать экспонаты, менять их, переставлять, брать в руки, рассматривать, тем самым закрепляя знания о птицах, насекомых, животных и растений родной природы. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он, но и его родители.
Мини музей способствует расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщения к вечным ценностям.
Мы тесно сотрудничаем с краеведческим музеем, посещаем тематические выставки, где ребята с большим интересом узнают много нового и интересного о родном крае и его природе.
Своими руками я сделала много дидактических игр экологической направленности: «Зеленая аптека», «Грибы», «Ягоды», «Лекарственные растения Брянской области», «Птицы», лэпбуки «Насекомые», «Рыбы», гербарий. Сделанные мною пособия я бы рекомендовала для для использования в работе своим коллегам.
Благодаря слаженной работе за 3 года у детей имеется достаточный багаж знаний о природе родного края.
Созданная предметно-развивающая среда позволяет в доступной форме знакомить детей с природой родного края, как с живой, так и неживой, с помощью игр, экспериментальной деятельности, организованной учебной деятельности; а также способствует повышению уровня знаний у детей, формированию навыков и умений в экологических вопросах.
Наши воспитанники демонстрируют хорошие знания сезонных изменениях в природе, так же изменения в растительном и животном мире, не живой природе, умеют любоваться красотой природы родного края в разное время года. По сравнению с началом освоения данной темы. результаты знания детей намного улучшились об этом свидетельствуют итоговые результаты проводимого мониторинга 76% детей имеют высокий уровень знаний, 21% – средний, 0% – низкий.
Таким образом, эффективность и результативность проведенной работы показывает актуальность и важность выбранной темы.
Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приемы в работе с детьми. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой и познавательной деятельностью для детей. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты-Земля, патриотов своей Родины.