Евгений Цветков
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Ребенок родился. Сейчас он для нас, взрослых, чистый лист, который свободен от правил и шаблонов. Чем заполнится этот лист, напрямую зависит от нас, его внутренних потребностей, возможностей и желаний. Чтобы наполнение было полноценным, основой воспитания детей раннего возраста является сенсорное развитие. Ребенок познает мир через свои ощущения, восприятия цвета, вкуса, запаха, тактильных ощущений и задача родителей и педагогов помочь ему в этом.
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Главными задачами сенсорного воспитания являются :
1. Научить ребё нка изучать окружающий мир: наблюдать, рассматривать, прислушиваться.
2. Научить ребёнка обследовать предметы.
3. Формировать сенсорные эталоны (образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством).
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняния (аромат ягод, запах специй и т. д.)
Эталон осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д).
Эталоны звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
4. Формировать умения использовать сенсорные навыки в деятельности.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком чашку с чаем?» (Чтобы не обжечься)
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель с детьми проговаривают свойства предмета при обследовании. Например, апельсин: по форме- круглый, цвет- желтый; запах- ароматный; вкус- кисло-сладкий.
4. Метод сравнения. Например: сравнить апельсин и банан по форме, вкусу, цвету и т. д.
5. Упражнения, (многократное повторение). Например: найдите в группе предметы квадратной формы
Условия для сенсорного развития ребенка :
- Предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
- Разнообразная содержательная деятельность детей
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Игра была, есть и всегда будет основной деятельностью детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представления малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, использования мыслительного процесса, умения соблюдать правила. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей с помощью дидактических игр с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д. :
Чем взрослее становится ребенок, тем содержательнее, сложнее становятся игры.
Дидактические игры в саду и в семье
1. «Собери пирамидку»
2. «Грибочки для ежика»
3. «Подбери по цвету»
4. «Собери бусы»
5. «Посади бабочку на цветочек»
6. «Подбери заборчик к домику»,
7. «Закрой окошки в домиках»
8. «Найди и вставь фигуру»
9. «Собери матрешку»
Игры с прищепками
1. «Наряди солнышко и тучки»
2. «Наряди овощи»
Игры на липучках
1. Собираем урожай
2. Цветные конфетки
3. Найди домик для гномика