Евгений Цветков
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Ребенок родился. Сейчас он для нас, взрослых, чистый лист, который свободен от правил и шаблонов. Чем заполнится этот лист, напрямую зависит от нас, его внутренних потребностей, возможностей и желаний. Чтобы наполнение было полноценным, основой воспитания детей раннего возраста является сенсорное развитие. Ребенок познает мир через свои ощущения, восприятия цвета, вкуса, запаха, тактильных ощущений и задача родителей и педагогов помочь ему в этом.
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Главными задачами сенсорного воспитания являются :
1. Научить ребё нка изучать окружающий мир: наблюдать, рассматривать, прислушиваться.
2. Научить ребёнка обследовать предметы.
3. Формировать сенсорные эталоны (образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством).
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняния (аромат ягод, запах специй и т. д.)
Эталон осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д).
Эталоны звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
4. Формировать умения использовать сенсорные навыки в деятельности.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком чашку с чаем?» (Чтобы не обжечься)
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель с детьми проговаривают свойства предмета при обследовании. Например, апельсин: по форме- круглый, цвет- желтый; запах- ароматный; вкус- кисло-сладкий.
4. Метод сравнения. Например: сравнить апельсин и банан по форме, вкусу, цвету и т. д.
5. Упражнения, (многократное повторение). Например: найдите в группе предметы квадратной формы
Условия для сенсорного развития ребенка :
- Предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
- Разнообразная содержательная деятельность детей
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Игра была, есть и всегда будет основной деятельностью детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представления малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, использования мыслительного процесса, умения соблюдать правила. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей с помощью дидактических игр с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д. :
Чем взрослее становится ребенок, тем содержательнее, сложнее становятся игры.
Дидактические игры в саду и в семье
1. «Собери пирамидку»
2. «Грибочки для ежика»
3. «Подбери по цвету»
4. «Собери бусы»
5. «Посади бабочку на цветочек»
6. «Подбери заборчик к домику»,
7. «Закрой окошки в домиках»
8. «Найди и вставь фигуру»
9. «Собери матрешку»
Игры с прищепками
1. «Наряди солнышко и тучки»
2. «Наряди овощи»
Игры на липучках
1. Собираем урожай
2. Цветные конфетки
3. Найди домик для гномика