Людмила Анисимова
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности».
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Задача педагогов, а так же и родителей — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
В нашем детском саду, в каждой группе, оборудованы мини – лаборатории, которые помогают детям изучать мир, который их окружает. В этих лабораториях есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований свойств воды, песка, воздуха, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой. Дети изучают время и узнают предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус, исследуют звуки, неживую природу.
В летний период в детском саду были оборудованы экспериментальные грядки, на которых дети, под руководством педагогов, посеяли семена различных овощных культур. В течение всего лета они наблюдали за ростом и развитием овощей, учились за ними ухаживать. Были заведены дневники наблюдений, в которых отмечались все изменения, происходящие с их «подопечными». Но самым радостным и запоминающимся был сбор овощей. Дети сделали вывод, что овощи, которые они вырастили, были самыми вкусными и ароматными!
В рамках реализации поисково – исследовательской деятельности по экологическому развитию педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны и реализованы долгосрочные проекты:
«Белая береза под моим окном»,
«Маленький друг животных»,
«Берегите птиц»,
«Волшебница вода»,
«Капелька»,
«Очаровательный сорняк в мире лекарственных растений»,
«Зеленые жители планеты «Детство»,
«Витамины на грядке».
Главной задачей этих проектов является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит нашим детям в настоящем, а, главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования и родители – помощники, это те факторы, которые являются для детей очень значимыми. Создавая условия для исследований малыша дома и на прогулках, вы, родители, тем самым, открываете ему двери для самостоятельного изучения мира. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В организации поисково – исследовательской деятельности для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.
Вы может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путё м: «Очень хочется рисовать, но нет кисточки, карандашей. Чем можно рисовать? А если нет красок? Что можно использовать?»
Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковь, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.
Нам, педагогам, хотелось бы, чтобы вы, уважаемые родители, следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей :
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).