Людмила Ковальская
Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в эмоционально-личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А. С. Макаренко
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игру. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль театрализованных игр в эмоционально-личностном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи -конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр являются театрализованные игры.
Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей.
В настольном театре традиционно используются театр игрушки, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды настольного театра : баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и др.
К стендовым видам театра относятся стенд-книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм-драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребенка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой врой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Чем же могут помочь занятия сценическим искусством в развитии ребенка? Главное в них то, что они способствуют формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.
Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации ее как свободной самостоятельной деятельности детей. Только тогда она оказывает свое формирующее воздействие на личность ребенка. В настоящее время ученые обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Она вытесняется «более важными делами» : занятиями, репетициями, подготовками разного рода мероприятий и т. д. Тем самым не понимается важнейшая роль игры для полноценного развития ребенка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. В этом возрасте, считают психологи, происходит сдвиг в развитии игровой деятельности. Появляются первые представления о роли, ребенок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью, - мамы, пациента, врача. Привлекательными для детей становятся игры с любимыми куклами: кукла обедает, дает концерт, собирается в гости. Педагогическое руководство игрой в данном возрасте заключается в предоставлении большего выбора предметов, образцов сюжетных действий с ними.
Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя.
Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых.
Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки.
Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.
В средней группе, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие — использовать хорошо знакомые детям произведения, т. е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.
Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с уста-новкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками.
После чтения педагог задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый и никого не любит.
В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложно, посильной работе—поддержать, принести нужный материал, подклеить, раскрасить.
В старшей и подготовительной группах возможности дошкольников возрас-тают : они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.
Дети старшего дошкольного возраста могут при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.