Ирина Федоровна Козлова
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Чтение художественной литературы позволяет решать многие педагогические задачи по развитию речи в раннем возрасте, по формированию выразительности, а так же задачи художественно эстетического воспитания. Во время слушания сказки, дети становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, что способствует развитию понимания речи взрослого и активизации словаря. Основные направления по развитию речи детей раннего возраста посредством ознакомления со сказкой :
Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления со сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- слышать себя и окружающих;
- беседы по содержанию сказки;
-совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказок, использую разные средства выразительности;
- развивать творческое воображение;
- учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета;
-пополнить словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, научиться употреблять усвоенные слова в самостоятельной речи.
Сказки помогают нарисовать в воображении ребенка картины из жизни. В легкой форме впитать необходимую информацию об окружающей действительности и расширить свой кругозор. Научиться оформлять свою речь, положительно воспринимать еще малоизвестную для него жизнь.
Реализация работы со сказкой в нашей группе проводиться с помощью средств образовательного процесса :
- предметы среды окружающие детей : (настольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок»). Куклы бибабо с героями сказок, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок», д/и «Найди сказку», д/и «Из какой сказки герой», книги сказок, иллюстрации сказок, герои сказок для игр с фланелеграфом, маски героев сказок, костюмы для игр драматизаций;
- социальное окружение (педагоги ежедневно читают сказки, побуждают детей отвечать на заданные вопросы;
родители принимают активное участие в помощи педагогам в ознакомление детей со сказками, пополняют ппс книгами со сказками, выполняют рекомендации о чтение сказок дома;
дети общаются, взаимодействуют между собой в процессе инсценировок сказок, часто играют, изображая любимых сказочных персонажей;
- разнообразные виды детской деятельности (прежде всего игра, в которой ребенок берет на себя роль любимого сказочного персонажа, закрашивание раскрасок с изображением знакомых сказок, разучивание потешек, пальчиковых гимнастик, песенок о сказочных героях, П/И с элементами сказки;
- образовательные ситуации, в которых действия сказочных персонажей, проектируются в реальной жизни: если взяться за дело дружно все получиться «Репка», уходить далеко от взрослого опасно «Колобок», друг придет на помощь «Кот и петушок», каждый может найти для себя достойное занятие «Теремок».
- природа в целом (колобок такой же желтый как солнышко, проращивание репы, снег зимой сказка «Рукавичка» и т. д)
- конструирование («Теремок», «Заюшкина избушка»).
В формах организации работы мы используем не только непосредственную образовательная деятельность с созданием ситуации выбора, так же в нашей группе проводиться совместная театрализованная деятельность, самостоятельная деятельность детей в игре в сказку.
Для усвоения знаний детей при ознакомления со сказкой я использую многократное повторения, преподнося текст сказки в разных формах :
- беседа с показом иллюстраций;
- показ разных видов театра, где героями сказки становятся дети, проговаривают, слова персонажей;
- играя в Д/И «Угадай из какой сказки», рассматриваем фигурки героев из сказок, прошу детей назвать их, сказать из какой они сказки. Предлагаю, вспомнить начало сказки, рассказать отрывок одной из них, если речь развито недостаточно, закончить фразу. Завершить рассказывать сказку совместно с детьми.
Приведу пример по работе со сказкой «Репка» начинаем рассказ сказки совместно с детьми : - «Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая…» вспомнив содержание, предлагаю ответить на вопросы: «Где выросла репка, какие еще овощи можно посадить?», предлагаю рассмотреть муляжи овощей, вспомнить их название, форму, цвет, величину, количество.
Дети любят экспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и другими предметами живой и неживой природы. Опытная деятельность стимулирует речевую активность малышей.
Творческая интерпретация сказки позволяет организовать игры-экспериментирования, которые понятны и доступны для детей раннего возраста. Это игры с водой, песком. Например, испекла баба «Колобок» из теста, из чего еще можно лепить? Зимой можно лепить из снега, летом песка, в течение года пластилина.
Играя в конструкционные игры, используя тексты сказок, строим дома для героев, мостики, дорожки, деревья.
Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки.
Для релаксации малышей я использую игры-имитации с малой двигательной активностью. В которых присутствует звукоподражание.
Например, можно использовать такую игру по мотивам сказки «Колобок». Катился-катился Колобок и попал на красивую цветочную полянку. Здесь я включаю спокойную музыку, озвучить, как жужжит пчела, как подул ветерок и т. д.
Для подготовки детей к обучению рассказыванию я использую такие методические приемы, как целенаправленное рассматривание, договаривание детьми начатой воспитателем фразы, ответы на поставленные вопросы.
В игре- драматизации дети выбирают маски героев по своему желанию. Первое разыгрывание сказки не похоже на театрализованное действие. Масок приготавливаю в избытке, бывает и так, что в сказке будут две лисы, три волка. Каждый ребенок говорит, что хочет и когда хочет, не по порядку, не по очереди. В это время работа направлена на отработку ролевых диалогов.