Беленова Светлана
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
показать педагогам роль полноценного общения детей в развитии личности;
дать рекомендации по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми;
познакомить с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей;
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
выявить уровень развития коммуникативных способностей детей.
Подготовительная работа:
диагностика уровня развития коммуникативных способностей детей:
методика «Моя семья» (изучение отношения ребенка к себе и к другим людям).
подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
приглашение педагога психолога на родительское собрание.
составление памятки для родителей по теме собрания.
оформление, оборудование и инвентарь:
тест-игра «Как вы общаетесь с детьми?»;
памятки для педагогов «Учим детей общению»;
магнитофон, записи спокойной музыки для проведения релаксационных упражнений.
Ход консультации
I. Организационная часть
Звучит музыка. Педагоги занимают места в аудитории за зеленым, желтым или синим столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
II. Вступительное слово воспитателя.
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) умение организовать общение («Я умею!»);
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
I
II. Сообщение воспитателя по теме «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».
Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и средой. Иными словами, застенчивым можно родиться, а можно им стать.
Причиной возникновения застенчивости или ее усиления может быть интровертированная мать, чье поведение является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения с людьми, углубляется в свои переживания, и в итоге ребенок, если не получает с раннего детства опыта другого поведения, часто становится похожим на нее.
Другим не менее важным пусковым фактором формирования застенчивости является отношение к ребенку значимых для него людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка с братьями, сестрами или сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, когда ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят, высмеивают, что также не способствует развитию открытости и общительности.
Неидеальные внешние данные ребенка – еще одна причина застенчивости. Как часто в подростковом возрасте дети ощущают себя «гадкими утятами»! Несмотря на то, что эта ситуация часто является временной, и многие из детей, повзрослев, превращаются в прекрасных «лебедей», переживания их искренни и эмоционально значимы. А если к временным дефектам добавляется постоянный, то как с этим можно мириться, как не обращать внимания!
Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку.
Ф. Зимбардо пишет, что застенчивые дети избегают контактов как физических, так и вербальных. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу. Им трудно расслабиться. У таких детей пониженная самооценка. В связи с этим застенчивые дети очень похожи друг на друга. По наблюдениям Т. Л. Шишовой, у застенчивых детей голова часто опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону, вверх, но почти никогда – в глаза собеседнику. Имеют тихий голос. Они обычно ерзают на стуле, затрудняются при ответе на самые простые вопросы.
Тем не менее не всегда застенчивость надо понимать как отрицательную черту, от которой необходимо избавляться. Застенчивость часто социально одобряема. И это сказывается на отношении ребенка к этому своему качеству – он научается мирно с ним существовать и даже использовать себе во благо. С таким ребенком нет, на первый взгляд, острой необходимости работать в педагогическом и психологическом плане. Однако застенчивость, как правило, мешает подростку. А в тех случаях, когда она представляет собой крайнюю степень выраженности, и в то же время сам ребенок хочет стать смелее, раскованнее, ему просто необходимы игры и упражнения, развивающие нужные таким детям качества.
Групповой метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет этим детям получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь таким детям.
IV. Работа в микрогруппах.
Каждая микрогруппа педагогов получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей ребенка.
В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми педагогами.
1. Игра «Ролевая гимнастика».
Ребенок должен выполнить задание взрослого. Например:
рассказать известное стихотворение следующим образом:
шепотом;
с пулеметной скоростью;
как робот;
как иностранец;
походить:
как младенец;
как глубокий старец;
как лев;
как слон;
улыбнуться:
как кот на солнышке;
как само солнышко;
посидеть:
как пчела на цветке;
как наездник на лошади;
как Карабас-Барабас;
попрыгать:
как кузнечик;
как козлик;
как кенгуру;
нахмуриться:
как осенняя тучка;
как рассерженная мама;
как разъяренный лев.
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.
2. Игра «Мудрец».
Взрослый говорит ребенку: «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой заданный вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который волнует тебя, и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число».
После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми.
Эта игра помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способным более свободно общаться с другими людьми и в реальной жизни.
Для этой игры используется спокойная, расслабляющая музыка.
3. Игра «Трудный путь».
Дети плотно стоят спиной друг к другу; по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».
4. Игра «Руки».
Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.
5. Игра «Режиссер».
Эта игра позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Таким образом, спектакль становится его детищем.
6. Игра «Гроза».
Каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «Надвигается гроза!» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» хором кричат: «Ба-бах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.
7. Игра «Волшебник».
Ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.
8. Релаксационные упражнения.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера», желательно с закрытыми глазами. Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослым, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения, предложенные И. Е. Шварцем и А. С. Новоселовой, могут быть использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них:
• я лежу на берегу реки в лесу;
• шумит листва деревьев;
• журчит вода, поют птицы;
• я лежу на спине, смотрю в голубое небо;
• по небу плывут облака;
• я спокоен;
• надо мной качаются верхушки деревьев;
• я слушаю успокаивающий шум леса;
• я как будто повис в воздухе;
• я будто нахожусь в состоянии невесомости;
• у меня такое ощущение, будто я растаял;
• мои руки погружены в нагретый солнцем песок;
• песок нагревает мои руки.
Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой; качество проведения релаксации в этом случае будет значительно выше.
V. Тест-игра с педагогами «Как вы общаетесь с детьми?».
Воспитатель проводит тест-игру «Как вы общаетесь с детьми?» и предлагает педагогам выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.
1. «Сколько раз тебе повторять!»
2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»
3. «Не знаю, что бы я без тебя делала.»
4. «И в кого ты такой уродился?»
5. «Какие у тебя замечательные друзья!»
6. «Ну, на кого ты похожа.»
7. «Вот я в твое время…»
8. «Ты моя опора и помощница (к)»
9. «Ну, что за друзья у тебя!»
10. «О чем ты только думаешь!»
11. «Какая ты у меня умница!»
12. «А как ты считаешь, сынок (доченька?»
13. «У всех дети как дети. А ты!»
14. «Какой ты у меня сообразительный (ая!»
После сделанного выбора воспитатель называет педагогам балл оценки данных фраз:
1) 2 балла; 8) 1 балл;
2) 1 балл; 9) 2 балла;
3) 1 балл; 10) 2 балла;
4) 1 балл; 11) 1 балл;
5) 1 балл; 12) 1 балл;
6) 2 балла; 13) 2 балла;
7) 2 балла; 14) 1 балл.
Каждый педагог подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения теста-игры.
7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
VI. Итоги практической работы педагогов
Воспитатель. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.
Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.
Педагогам предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.
VII. Обсуждение и принятие решения консультации в форме рекомендаций педагогам «УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ (РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)»
1. Педагоги рекомендуют родителям: «Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.»
2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.
5. Важно найти для застенчивого ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.
VIII. Заключительное слово воспитателя.
Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!
Литература
1. Игра-тест «Как вы общаетесь с детьми?» // Учительская газета. – 1987. – 22 декабря.
2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.
3. Минаева, В. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Начальная школа. – 2001. – № 7.
3. Настольная книга учителя начальных классов / авт. -сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов, 2004.