мария васильева
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Васильевой Марии Генннадьевны
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
2017/2018 учебный год
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность. Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Театрализованная деятельностьспособствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель:
создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• разработка проекта ;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей :
• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей
Изучение учебно-методической литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.
3. Ушакова О. С., Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.
4. Яшина В. И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М. ,2008.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.
6. Ершова А. Е. Уроки театра. М., 2003
7. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В. ,
8. Черникова Е. Ф. Оригами для малышей. М. 2010.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета по проделанной работе:
• презентация по теме.
Фотоотчет на сайт ДОУ
№ п/п Содержание деятельности Срок выполнения
Теоретическая часть
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме. В течение года
2. Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов. В течение года
3. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.
Издательская деятельность (публикации в
специализированных изданиях, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). В течение года
Практическая часть
4. Составление картотеки театрализованных игр,
гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста.
Оформление папки «Театрализованные игры». В течение года
5. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок.
Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Оформление папки «Комплекс гимнастики «Веселый язычок» В течение года
Ноябрь
В течение года
6. Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление папки «Комплекс гимнастики мимических мышц лица» В течение года
7. Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации. Декабрь
8. Оформление тематически стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у
детей навыков сценического искусства» (консультация для родителей. Февраль-апрель
9. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками». Январь
10. Создание РППС: пополнение театрального уголка в группе. В течение года
11. Подведение итогов по теме самообразования. Презентация для коллег. Май
План работы с детьми
Тема Месяц Форма работы
Занятие №1. «Что такое
театр». сентябрь Формирование у детей понятие о театре.
Занятие №2. «Мы - актеры». Начало работы по развитию у детей творческих
способностей средствами театрализованной деятельности.
Занятие №3. Пересказ сказки
«Три медведя». октябрь Обучение детей рассказыванию
моделирования сказок.
Занятие №4. Показ сказки
«Три медведя»
Обучение детей рассказыванию через театрализованную деятельность
Занятие №5. «Добрые и злые
поступки». ноябрь Управление эмоциями в конфликтных ситуациях;
формирование осознанного
отношения к социальным
нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения.
Занятие №6. Ритмопластика. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Развитие у детей умение пользоваться жестами;
двигательные способности:
ловкость, гибкость, подвижность.
Занятие №7 Репетиция
пальчикового театра «Зимовье зверей». декабрь Повышение уровня речевого развития. Воспитывать партнерские отношения между детьми.
Занятие №8. Показ
пальчикового театра
родителям «Зимовье зверей». Создание благоприятных условий творческой
активности у детей
посредством театрализованной деятельности.
Занятие №9. Сказка «Три медведя» на новый лад. январь Формирование у детей навыков составления
сказочного текста на основе знакомого произведения.
Занятие №10. Показ
настольного театра «Маша и
медведь»» детям младшего
дошкольного возраста. Приучать детей в инсценировании ролей
пьесы. Развивать выразительность речи.
Воспитывать партнерские отношения между детьми.
Занятие №11. Русская
народная сказка «Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка». февраль Закреплять умения
участвовать в драматизации сказки, учить давать описание
внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.
Занятие №12. Пересказ сказки
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Обучение пересказу «по цепочке». Формировать эмоциональное развитие детей, упражняться в использовании жестов.
Занятие №13. Обыгрывание
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». март Развивать творческую, речевую активность,
артистическую способность.
Занятие №14. Мимическая гимнастика. Игры на развитие мимической выразительности. Развивать артистическую способность, учить визуально передавать характерные черты персонажей.
Занятие №15Пересказ сказки «Аленький цветочек». апрель Закреплять умение
выразительно пересказывать сказку, воспитывать интерес к художественной литературе.
Занятие №16. Показ спектакля «Аленький цветочек» детям
младшего дошкольного
возраста. Развивать умение выразительно передавать
образы. Учить сочетать речь с движениями.
Воспитывать коммуникативные качества.
Занятие №17. Показ спектакля «Аленький цветочек» для родителей. май Формирование у детей этически ценных
навыков и способов поведения в отношении с
другими людьми, развитие коммуникативных
навыков
и
социальной
активности
дошкольников.