Наталья Выприцкая
Развитие речи детей раннего возраста посредством различных видов театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством различных видов театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи : грамматического строя, связной речи, диалогической и монологической форм речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи детей, темпа речи, выразительности; это одно из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В работе данного направления поставила перед собой цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря. Активизировать речь детей («Речевое развитие»);
• Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, активности в игре с персонажами (игрушками, понимания речи с наглядным сопровождением («Социально-коммуникативное развитие»);
• Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам («Социально-коммуникативное развитие»);
• Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»);
• Поддерживать у детей познавательное отношение к произведениям фольклора, детской художественной литературы, театрализованным действиям; формировать способности понимать их («Познавательное развитие»)
• Формировать выразительность движения и умение передавать простейшие действия персонажей сказки («Физическое развитие»)
Опыт моей работы основывается на принципах:
• Постепенность (от простого к сложному);
• Доступность материала;
• Наглядность.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Моя задача, как педагога - создать для этого все необходимые условия.
Условия успешного речевого развития ребёнка (ранний возраст)
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Предлагаю игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми с использованием персонажей-игрушек. Так во время «Утреннего приветствия» зайчик встречает детей, приветствуя их по-разному (Доброе утро, Здравствуй, Рада тебя видеть). Предлагаю рассмотреть предметные и сюжетные картинки, рассказать что на них изображено. Создаю игровые ситуации «К нам пришли гости», «Как мишка играет со зверятами. Играем в дидактические игры: «Передай колокольчик», «Котик, котик, где ты был?», «Где наши ручки?», подвижные игры «Кошка и мышки». Читаем потешки, песенки, стихи, сказки (стихи из цикла «Игрушки» А. Барто, С. Михалков «Песенка друзей»). Создаю ситуацию общения при рассматривании игрушек, книг
2. Владение воспитателем правильной литературной речью. Речь воспитателя имеет обучающую и воспитывающую направленность. Воспитатель должен говорить: правильно, точно, логично, чисто, выразительно, уместно.
3. Обеспечивает развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с возрастными особенностями (Например, на произношение звука «к» : рассматриваем иллюстраций в альбомах «Домашние животные», «Дикие животные», читаем потешки «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на торжок», «Вышла курочка гулять…», провожу пальчиковые игры «Дождик, дождик, пуще лей…», «Курочка», «Пальчики», играем в дидактические игры «Кто как кричит?», «Назови ласково», подбираю подвижные и хороводные игры в которых дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, например «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «Каравай», подбираю игрушки с нужным звуком.
4. Способствует обогащению их словаря с учетом возрастных возможностей. Помимо существительных – названий игрушек, животных, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («хитрая лиса», «трусливый заяц», «неуклюжий медведь», «красивая кукла», глаголы, наречия («кукла спит», «заяц бежит», «катится колобок», предлоги («кукла Оля подошла к столу», «мышка за кошку», «колобок ушел от волка»).
Был подобран ряд дидактических игр по темам: «игрушки» – «Найди игрушку», «Чего не стало?», «Кто за кем»; «одежда» – «Поможем найти потерянную вещь», «Оденем куклу на прогулку», «Найди пару»; «посуда» – «Подбери посуду для куклы», «Для чего нужна посуда?»; «Что для чего?». В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка; появляются в речи новые слова : грустный, веселый, добрый, злой, хитрый, румяный и др. Из игры дети переносят опыт поведения в среду сверстников: проявляют заботу, сочувствие, симпатии, накапливается опыт доброжелательных взаимоотношений с детьми и взрослыми.
5. Создает условия для овладения детьми грамматического строя речи. Учу согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Подобрала дидактические игры «Чего не стало?», «Кто стучит?», «Найди пару», «Назови ласково», «Кто пришел?», «Где стоит?» и др.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, старается правильно проговорить, пропеть. Любимые герои становятся образцами для подражания. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В работе над формированием грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - «Какой зайчик, волк, медведь. лисичка?». Так же идет работа над образованием относительных прилагательных – «Чьи уши?», «Чей хвост?»
6. Развитие связной речи с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают со мной отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Так в инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее.
В результате проведенной работы малыши узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»). Играют в дидактические игры: «Угадай игрушку!», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто как кричит?» и др.
7. Создаёт условия для развития у детей понимания речи через словесную инструкцию. Развиваю умение детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси зайчику морковку», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Стоят рядом», «Стоит на столе»); имитировать действия людей и животных (Подвижные игры «Зайка беленький сидит…», «Мишка косолапый», «Дружно ручки поднимаем»). Подобрала дидактические игры «Кому что», «Потопали, похлопали», «Курочка и цыплята», «Покажи такую же» (картинку, фигуру, игрушку, «Чудесный мешочек».
8. Развитие планирующей и регулирующей функции речи детей с учетом возрастных особенностей. Стимулирую детей комментировать, планировать свою деятельность при организации театрализованных игр. Так при организации игры-драматизации сказки «Репка» предлагаю детям выбрать себе роли, в соответствии с ролью подобрать атрибуты и назвать их, выясняю, кто что будет делать.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Для развития речи через театрализованные игры, уделяю большое внимание подбору литературных произведений с красочной иллюстрацией. Предпочтение отдаю произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с быстро развивающимися событиями, с выразительными персонажами. Такими произведениями являются потешки, стихи, песенки, сказки («Идет бычок качается», «Зайку бросила хозяйка», «Сказка о глупом мышонке», «Теремок» и др.)
10. Поощрение детского словотворчества. В раннем возрасте ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве (например в игре «Чьи уши?» ребенок может сказать медведьи уши по аналогии со словом медведь). Стараюсь замечать и вносить коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. Подобрала дидактические игры «Назови ласково», «Придумай слово», «Угадай кто у кого», Назови, чей хвост (чьи уши)»
Соблюдение всех этих условий способствует возникновению игр-инсценировок и игр-драматизаций художественных произведений во второй половине года. Таких как: потешки «Кисонька-мурысонька», «Петушок», «Гуси, гуси» и др. ; сказки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
Используем следующие формы и методы работы:
• На занятиях – инсценирование с игрушкой, песенок, небольших сказок, ритмических текстов, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов («Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла», «Кукла принесла карандаши», «Что могут делать игрушки» .
• В игровой деятельности – игры забавы с потешками, игры имитации, театрализованные игры, пальчиковые игры, игры импровизации, хороводные игры, подвижные игры имитационного характера («Зайка серенький сидит…», «Как мишка играет со зверятами», «Семья»).
• В режимных моментах – утром («С добрым утром, ручки», умывание («Водичка, водичка.», «Ай, лады, лады не боимся мы воды…», во время сна («Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…», кушаем с потешкой («Это – ложка, это - чашка») и т. д.
• Планирую демонстрацию сказки с использованием разных видов театров (конусный, настольный театр; кукольный театр «Би-ба-бо»; пальчиковый театр; плоскостной театр; театр на фланелеграфе; театр «на кеглях»; театр на палочках; театр резиновых игрушек; подобраны резиновые и мягкие игрушки, которые помогают обыграть художественное произведение, учитывая темы недель, возрастные изменения, сезонность.
Проведенная диагностика в середине года показала, что работая над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития по развитию речи - 5 % (1 ребенок, норма – 20%(4, средний - 60 % (12, низкий - 15%(3).
Театрализованная деятельность более эффективна в результате тесной работы воспитателя и родителей ребенка. В этой связи провожу работу по активизации и обогащению знаний родителей по организации и проведению театрализованной деятельности в домашних условиях.
Провела для родителей консультации на тему: «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей раннего возраста», «Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста». Собрали материал в папку – передвижку: «Игрушка в жизни ребенка»
Провели анкетирование: «Игра для ребенка – это?»
Создан электронный образовательный маршрут на тему «В гостях у сказки».
Организовали вместе с родителями выставку поделок к Новому году «Зимняя сказка», эти поделки с детьми обыгрывали на занятиях, в режимных моментах.
Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. И театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной игры можно решать практически все задачи программы.
Используемая литература:
1. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
2. А. Е. Антипина. «Развитие речи через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении.»
3.«Дошкольное вопитание» № 4/2001г.
4. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»
5. О. С. Ушакова и др. «Скажи по-другому»(речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»