Савина
Консультация для педагогов «Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей
дошкольного возраста с ЗПР
Власова Т. А. и Певзнер Л. С. под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдромы временного отставания развития психики в целом, или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых, т. е. наблюдается замедление темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма; т. к. ЗПР возникает вследствие временных факторов (минимальная мозговая дисфункция, легкие органические поражения центральной нервной системы, ранняя депривация и другие, то она может иметь обратимый характер.
Публикация «Консультация для педагогов „Причины задержки и нарушения развития грамматики у детей дошкольного возраста с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мнению Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьева и др., первичным дефектом при ЗПР является замедление темпа познавательных процессов. В связи с этим, основу дефекта речи при ЗПР составляет нарушение семантического смыслового компонента. Данное нарушение обусловлено тесной взаимосвязью между речевым и интеллектуальным развитием человека, что проявляется в ряде особенностей развития ребенка с ЗПР.
Исследователи выделяют следующие особенности нарушения речи при ЗПР :
• Возникновение речи основывается на когнитивном базисе. В исследованиях Пиаже доказано, что сначала символическая функция развивается в рамках сенсомоторного интеллекта. На начальной стадии сенсомоторного интеллекта ребенок усваивает логику действия с непосредственно воспринимаемыми объектами. Затем развивается «концептуальная» логика, т. е. появляется способность мыслить об объектах в виде представлений. Таким образом, возникает семиотическая (символическая) функция (к 2-м годам) и дальнейшее развитие этой функции связано с развитием речи. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта.
• Мышление и речь тесно взаимосвязаны, что проявляется в значении слова. Словесно – логическое мышление оперирует понятиями, которые формируются благодаря речи. При ЗПР наблюдается замедление темпа в развитии речи, в расширении словарного запаса.
• Трудности речевого развития при ЗПР обусловлены также тем, что уже к 2-м годам в норме должно произойти соединение линий в развитии речи и мышления. По словам Выготского Л. С. : «Речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым». Таким образом, при ЗПР отодвигаются возрастные границы соединения линий развития речи и мышления.
• Уровень интеллектуального развития отражается на уровне семантики речи.
• Несформированность мыслительной деятельности, замедление темпа в развитии мыслительных операций приводит к тому, что наблюдаются существенные трудности в усвоении грамматического строя языка, появляются множество аграмматизмов разного уровня.
• В основе развития речи лежит сформированность базисных психических функций (пространственные представления, динамический и статический праксис, сенсорный гнозис, память, внимание и др.) При задержке психического развития их формирование замедленно.
Таким образом, в результате задержки психического развития как вторичное нарушение возникает замедление темпа развития речи, с преимущественным нарушением смыслового компонента.
Специфические особенности нарушения речи при ЗПР :
1. Определяющим в структуре речевого дефекта является семантический компонент.
2. Замедленный темп речевого развития, т. е. качественное отставание в развитии речи от возраста.
3. Наличие комплекса речевых расстройств, что дает возможность говорить о дизартрическом компоненте, а также об алалическом и ринолалическом компоненте.
4. Системное недоразвитие речи, т. е. страдает и лексико –грамматический, и фонетико – фонематический компоненты речи.
5. Нарушения импрессивной речи :
а) недостаточность дифференциации рече-слухового восприятия;
б) нарушение различения смысла отдельных слов;
в) трудности в различении тонких смысловых оттенков речи;
г) сужение значений слов;
д) трудности в понимании фразовой речи и инструкции;
е) трудности в понимании грамматических конструкций.
6. Нарушения экспрессивной речи :
а) разнообразные нарушения звукопроизношения;
б) недостаточная сформированность фонематического слуха;
в) бедность словарного запаса;
г) морфологический, словообразовательный и синтаксический аграмматизм;
д) трудности в развитии связной речи;
е) недостаточность речевой регуляции действий;
ж) трудности вербализации действий;
з) несформированность планирующей функции речи;
и) речевая инактивность.
7. Нарушения письменной речи.
И. А. Симонова выделила следующие особенности речевого недоразвития детей 8 -10 лет с задержкой психического развития. (Автор выделяет особенности речи в двух клинических группах детей с ЗПР по классификации Певзнер) :
1 группа – дети с неосложненным инфантилизмом. Наблюдается незрелость эмоционально – волевой сферы, уровень речевого развития соответствует более раннему возрасту. Для них характерно:
• Задержка речевого развития (1-е слова к 1,5 – 2 годам, фразы к 3-м годам);
• Нарушение звукопроизношения носит акустико – фонематический характер, что связано с нарушениями фонематического слуха;
• Смешение звонких и глухих согласных;
• Неточно различают понятия звук – слог – буква;
• Несформированы сложный фонематический и слоговой анализ и синтез;
• Речь непроизвольна, импульсивна, неосознанная речевая активность, часто многословность.
2 группа – дети с осложненным инфантилизмом в результате церебрастенических состояний различного генеза. Для них характерно нарушение замедления темпа развития эмоционально – волевой и познавательной сфер. Особенности речи:
• Задержка речевого развития более грубого характера (1-е слова к 2-2,5 годам);
• Многочисленные нарушения звукопроизношения полиморфного характера;
• Смешение глухих и звонких, твердых и мягких звуков и, характерные для них, расщепления аффрикат;
• Сложности в дифференциации понятий звук – слог – буква;
• Несформирован звуко – слоговой анализ и синтез;
• Сужение словаря, который носит бытовой характер;
• Аграмматизмы;
• Связная речь значительно нарушена. Особые трудности в передаче временных, причинно – следственных связей и логичности построения высказывания.
По сравнению с нормой, дети с задержкой психического развития делают гораздо больше ошибок при воспроизведении меньшего объема речевого высказывания, используя ограниченный набор синтаксических конструкций (простые предложения, частыми ошибками являются нарушения порядка слов в предложении («Девочка книгу убрала»). Грамматическое оформление предложений характеризуется большим количеством аграмматизмов.
Обобщая изложенное, мы можем сделать вывод о том, что у нормально развивающихся детей и у их сверстников с задержкой психического развития различны зоны актуального и ближайшего развития. У детей с задержкой психического развития необходимо специально формировать знания для изучения грамматических тем.