Анастасия Бабина
Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников : организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий; повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений; взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Одним из наиболее эффективных средств профилактики возникновения девиантного поведения у дошкольников являются игровые технологии. Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, релаксационные упражнения. Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия.
Сказка - это жанр литературного творчества, придуманная история с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Часто в сказках присутствует волшебство, приключения и другие невероятные в обычной жизни события. Именно поэтому сказки любят дети раннего и дошкольного возраста. В психологии уделяется большое значение сказке в процессе развития детей. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка, его развития, привития нравственных норм, правил поведения, формирования цели жизни, достойного отношения к другим народам. Достоинством сказки является то, что она несет в себе в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую строится на уважении к своим предкам.
Во время прослушивания сказки происходит активное общение детей с ее героями, что способствует обогащению эмоционального опыта детей, формированию образно-эмоционального обобщения художественного материала, поскольку эмоциональное отношение к героям всегда ярко окрашено. Для того, чтобы дошкольники научились переносить проживаемые во время восприятия сказок и литературы эмоции в реальную жизнь, необходимо создавать для них условия для развития способностей воспринимать в жизни ситуации, аналогичные сказочным, для развитие нравственных чувств детей.
Сказка формирует у ребенка первоначальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, заставляет задуматься и прочувствовать то, что невозможно в реальной жизни.
В сказках для детей очень привлекательным является противопоставление добра и зла, фантастические и наделенные особой смысловой нагрузкой нравственные образы, выразительный язык, динамика событий.
Повышенная эмоциональная активность содействия - сопереживания подчеркивается сказкой : она полна драматических, экстремальных ситуаций, вызывающих у ребенка эмоциональные переживания. Эмоциональное воздействие сказки достигается крайним проявлением добра и зла, проявляясь посредством сказочной оппозиции - "истинный - преображенный", "добрый - злой".
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
1. Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути берет на себя ответственность, принимает решения, делает выбор полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия на своем пути и обычно оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. Потребность в активности. Герой всегда активен и находится в действии: кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, куда-то идет, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, сказка является эффективным средством профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Волшебные нравственно-этические сказки /Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 12. - с. 111.
2. Бабаева Т. И., Николаева А. Г. Организация социально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду. // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - с. 34-46.
3. Давыдова О. И. Этнопедагогика народной сказки : учебное пособие / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 174с.
4. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком - дошкольником/Психология дошкольника. – М. : Академия, 1948. – 172с.
5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М. : Просвещение, 2003. - 192 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек/ Т. Зинкевич-Евстигнеева / Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - №6.- С. 13-16.