Светлана Сидорова
Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или иные трудности в ходе овладения ими письменной речью в условиях школьного обучения.
В связи с этим возрастает роль профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей пяти-семи лет, посещающих логопедические группы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего типа.
Публикация «Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Известно, что на использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Нами широко используется метод Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, который предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В процессе начального этапа овладения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР умениями звукового анализа и синтеза нами широко используются наглядные модели отдельных групп звуков.
Цель работы : разработать интегрированную модель занятий по формированию звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, связной речи с помощью наглядных моделей.
В результате коррекционной работы дети учатся определять место заданного звука в слове (Игра «Помоги Айболиту спасти животных», в названиях животных заданный звук слышится в начале, конце, середине слова). В дальнейшем, развивая представления детей о буквенных обозначениях знакомых им речевых звуков, мы используем такие приёмы, как предъявление для опознания детьми серии «зашифрованных» печатных букв (по пунктирной линии и без неё, опознание букв, вырезанных из различного материала (пластилина, пластмассы, бархатной бумаги, посредством обведения пальцем контура без зрительной опоры, выкладывание контура из палочек, фасолин, ниток, пуговиц.
В работе с отдельными подгруппами детей в конце обучения используем задания, стимулирующие детей к самостоятельному формулированию доступной их осознанию проблемы и поиску самостоятельного её разрешения. К примеру, развивать у детей представления о прилагательных, глаголах, логопед создаёт такие ситуации, в которых дети на практическом уровне самостоятельно формулируют вопросы, важные для соотнесения произносимых ими слов с признаками предметов или действиями. В разработанной нами системе игр и заданий логопед с помощью наглядных моделей развивает импрессивную речь детей, обогащает их активный лексикон, закрепляет навыки словообразования, последовательно формирует и совершенствует умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ (Игра «Вкусный сок», где дети учатся словообразованию относительных прилагательных).
Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», логопед на практическом уровне формирует у детей умение подбирать родственные слова к заданному слову. В последнем случае наглядные схемы ориентируют детей на поиск слов – «родственников» в определённом лексико-семантическом поле.
В процессе игр и заданий уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субьект действия, обьект действия и предикат (Игра «Исправь ошибку», на развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением).
В начале обучения составлению описательного рассказа предлагаемая логопедом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета (Игра «Хитрые загадки», в которой дети описывают, например, фрукты, называя цвет, форму, запах, сочность, вкус).
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. (Игра «Угадай, какие это фрукты?», на развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов, формирование умения описывать предмет). Практика показывает. Что применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Кроме того, выполнение коррекционных заданий такого рода впоследствии помогает детям в самостоятельном (без наглядной опоры) программировании более сложного связного речевого высказывания, а также в композиционном, грамматическом и стилистическом его оформлении.
Положительный опыт проводимого нами коррекционного обучения свидетельствует о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе по профилактике нарушений письменной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.