Виктория Зубаирова
Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка и еще больший акцент делается на учет индивидуальных потребностей детей. Направление «Речевое развитие» может рассматриваться как основа для полноценного развития личности малыша.
Публикация «Консультация „Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого такие как В. Н. Дружинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. На важность этой проблемы указывают и современные исследователи и педагоги Т. Н. Доронова, В. И. Ляскало, С. Л. Новоселова.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольной образовательной организации возник вопрос о создании оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.
Для решения данного вопроса в МБДОУ №67 «Улыбка» г. Тамбова была создана развивающая предметно-пространственная среда.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых особенностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие.
В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которая должна быть:
• содержательно-насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением (в соответствии с программными требованиями);
• трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
• полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды;
• вариативной, предполагающей наличие в группе различных пространств для специфических видов детской деятельности, так же разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее игровой замысел детей, периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• доступной, предполагающая в том числе нахождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
• безопасной, предполагающая соответствие предметно-пространственной среды всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности её использования.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности
С целью создания эффективно предметно - развивающей речевой среды в старшей группе детского сада оформлен речевой уголок. Разработаны определенные требования к его содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Для формирования коммуникативной стороны речи и развития эмоциональной окраски речи применяются перчаточные куклы. Их героями разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы - ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления.
Таким образом, в детском саду созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства.