Лилия Беденко
Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Первичная социализация ребенка раннего возраста.
Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил. У детей раннего возраста этот процесс выражается в научении различать правильное и неприемлемое поведение. Эти различия они понимают в общении со значимыми взрослыми – родителями. Малыши нарушают правила не потому, что хотят досадить родителям, а потому, что у них нет умений и опыта. И задача родителей – создать условия для выработки у детей привычки «правильно вести себя». Такими условиями – введение правил и правильная реакция на негативное поведение.
Публикация «Консультация для родителей „Первичная социализация ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Как направлять ребенка правилами
1. Формулируйте ожидания четко и кратко. Многословие сбивает детей с толку.
2. Одновременно вводите не больше 1-2 правил. И вам трудно уследить за выполнением этих правил всеми детьми, да и дети начинают испытывать чувство сомнения - что можно и что нельзя.
3. Будьте последовательны, требуя от детей выполнения правил. Детям трудно понять, чего от них хотят, если правила постоянно меняются и к разным детям применяются по-разному. Например, есть правило: после туалета мыть руки. Нужно требовать соблюдения этого правила всякий раз, когда ребенок пользуется туалетом. Неукоснительность требования выполнения правила делает жизнь более предсказуемой.
4. Формулируйте правила как предложения, а не как запреты или приказания. Малыши лучше откликаются на позитивные правила.
5. Говорите «спасибо» и «пожалуйста». Вежливость задает тон сотрудничества и моделирует поведение, ожидаемое взрослыми.
6. Делайте акцент на поведении ребенка, а не на его характере. «Я огорчаюсь, когда ты дерешься. От удара бывает больно». «Ты взяла Анютину игрушку. Аня расстроилась». «Ты собрала салфетки». Следует избегать высказываний типа: «Мне не нравятся маленькие мальчики, которые дерутся», «Я не люблю, когда отбирают игрушки», «Умница девочка, собрала все использованные салфетки».
7. Используйте и слова, и действия. Немедленно останавливайте дей-ствия детей, если они могут быть опасны для них самих или для окружа-ющих. Например, два малыша дерутся из-за игрушки. Остановите драку, взяв обоих за руку или разведите их в разные концы комнаты. Если ребе-нок забрался на верхнюю перекладину шведской стенки и собирается спрыгнуть оттуда, - остановите его. Когда опасная ситуация останется позади, дети лучше поймут, что вы от них хотите и что по этому поводу думаете.
8. Будьте терпеливы, требуя выполнения правил. Маленькие дети - новички в обществе. От них нельзя ожидать соблюдения правил по первому требованию. Относитесь к детям, как к новичкам, которые еще только учатся.
Если у детей проблема с выполнением правил, попытайтесь:
• Повторить свои слова медленно и четко;
• Сказать то же самое, но более простыми словами;
• Сопроводить свои слова жестами;
• Показать детям, чего вы от них хотите.
Что делать в случаях «вызывающего поведения»?
Эмоциональные вспышки.
В этом состоянии ребенок визжит, он весь пунцовый, руки и ноги трясутся. Такие вспышки проистекают от неспособности малыша справиться со своими эмоциями гнева или с фрустрацией.
Если это поведение возникло в случае неудовлетворения желания, то с такими вспышками лучше всего справиться, изменив условия, вызвавшие ее. Например, заменив вечно падающий велосипед, убрав пирамидку, которая никак не желает складываться, добавив игрушек в центр песка и воды.
Если это гнев, то тактика должна быть иной. Такие вспышки лучше всего игнорировать, так как если уделить ребенку внимание в такой ситуации, он будет и дальше позволять себе подобное поведение. После того как вспыш-ка утихла, взрослый должен уделить ребенку внимание, успокоить его, по-мочь справиться с ситуацией. Например, после истерики из-за грузовика, который достался другому ребенку, можно сказать: «Ну, вот ты и перестал плакать. А теперь пойдем искать трактор».
Негативизм малышей
Иногда малыши делают противоположное тому, чего от них хотят или ожидают взрослые, или же кричат: «Нет!», таким образом утверждая соб-ственную автономию. Это неизбежно приводит к столкновению между взрослыми и детьми. Для избежания таких негативных ситуаций можно ис- пользовать следующие приемы:
- Не прибегать к ультиматумам. Вместо того, чтобы говорить: «Подними сейчас же!», лучше сказать: «Как ты думаешь, куда лучше положить эту игрушку?» или «Как ты думаешь, куклу лучше положить на кровать или посадить на стул?». Такие формулировки помогают детям принимать решение, а значит, контролировать ситуацию, что и было, собственно, причиной конфликта.
- Дать детям возможность выбора. Малыши ищут возможность проявить свою силу. Принимая решение, какие носки надеть, какую бумагу использовать или что съесть сначала, они как бы становятся ответствен-ными за ситуацию. Давая детям возможность выбрать одну из двух по-зитивных линий поведения, взрослые помогают им почувствовать соб-ственную успешность и использовать собственную силу в положительном направлении.
- Когда дети говорят «нет», не реагируйте сразу, сделайте паузу. Избегайте конфронтации с детьми. Постарайтесь осуществить замену или перенаправить их. Небольшая пауза даст ребенку возможность успокоиться, а вам - собраться с мыслями и найти конструктивное решение. Вторая попытка уже не вызовет такого негативного приема.