Александра Бедарева
Мастер-класс для педагогов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Мастер-класс
(для педагогов ДОУ)
Тема: Профилактика нарушений осанки
и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Теоретическая часть
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Цель мастер - класса:
профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, применение в практической деятельности.
Задачи мастер - класса:
1. Познакомить участников мастер-класса с нарушением осанки и плоскостопия.
2. Обучить слушателей мастер-класса комплекс упражнений для профилактики осанки.
3. Вызвать желание применять нетрадиционное оборудование в работе с детьми.
Этапы мастер - класса:
*Теоретическая часть
*Практическая часть
*Рефлексия
Практическая часть
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
1слайда
Профилактика нарушений осанки
и плоскостопия у детей дошкольного возраста
2слайда
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников- одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения,- «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние : неблагоприятные социальные факторы, экологические, демографические, климатические условия, а именно:
Наследственность;
Неблагоприятная экологическая обстановка;
Электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей;
Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья человека).
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушение осанки и плоскостопия.
3слайда
Нарушение осанки.
сочетается с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
4слайда
Почему у современного ребенка развиваются
нарушения осанки?
высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка;
наследственность (дети часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы);
избыточная масса тела перегружает позвоночник;
нерациональная организация режима;
нарушение зрения;
понижение слуха;
недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.
5слайда
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища
6слайд
Самые лучшие средства
для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах;
подвижные игры на воздухе;
утренняя гимнастика;
закаливание;
достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
постоянное наблюдение за позой ребенка вовремя игры, занятий;
специальные комплексы упражнений.
7слайд
В толковом словаре
В. И. Даля написано
«Под осанкой подразумевают стройность, величавость,
приличие и красоту».
Дополняя это определение, необходимо добавить и
«основу здоровья».
8слайд
Плоскостопие
это заболевание опорно-двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы).
Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5-6лет. Это обусловлено, во-первых, тем, что костный аппарат стоп у малыша еще не окрепший, и стопы представляют из себя хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы малыша и так кажутся плоскими, потому что выемки свода стоп заполнены жировой «подушечкой», маскируя костную основу. К 5-6 годам, если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда возникают отклонения в развитии, из-за которых возникает плоскостопие у детей.
9слайд
Причины плоскостопия
наследственность
(если у близких родственников было или есть плоскостопие, то нужно регулярно показывать ребенка ортопеду);
рахит;
травмы стоп;
чрезмерная гибкость суставов;
чрезмерная нагрузка на ноги (к примеру, поднятие тяжестей или большая масса тела);
ношение неправильно обуви (без супинатора, совсем без каблука, слишком широкая или узкая обувь);
паралич мышц голени и стопы (причиной может быть полиомиелит или ДЦП).
у детей:
10слайд
Признаки плоскостопия:
быстрая утомляемость ног;
к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;
ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;
быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;
ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
стопа имеет неправильную форму или становится шире;
врастание ногтей пальцев ног в кожу;
искривление пальцев ног;
появление мозолей.
11слайд
Простой тест для выявления плоскостопия.
Нужно взять лист бумаги, смазать босые ноги маслом и затем поставить ребенка на него, так чтобы вес его тела распределялся равномерно.
Если стопы в порядке, картинка на листочке будет выглядеть,
как на рисунке 1.
Если отпечаток выглядит, как на рисунке 2,
то это свидетельствует о наличие плоскостопия, и нужно скорее обратиться к ортапеду.
12слайд
Профилактика плоскостопия у детей
чтобы исключить плоскостопие нужно придерживаться некоторых правил:
полезная зарядка, чтобы мышцы укреплялись и нормально развивались им нужна нагрузка в виде ежедневной гимнастике;
спорт, если ребенок будет заниматься в спортивной секции нужно позаботиться о том, чтобы комплекс упражнений соответствовал его возрасту, росту и весу. Для профилактике плоскостопия лучше всего подойдет плавание;
выбор удобной обуви, чтобы стопа при ходьбе не деформировалась и принимала физиологическую форму. Детская обувь должна защищать ножку малыша от ударов, не препятствовать нормальному естественному развитию мышц стопы и придавать устойчивость. Она должна быть сделана из натуральных материалов, легкой, с жестким задником, с супинатором и маленьким каблучком;
лечебные ванны. Очень полезны каждодневные теплые ванны с морской солью;
профилактический массаж.
Рефлексия
Я хочу поблагодарить, участников мастер - класса и спросить, смогла ли я сегодня решить поставленные задачи мастер – класса?
Участникам были заданы несколько вопросов:
1. Актуальна ли тема моего мастер - класса?
2. Какие ощущения вызвал у вас мастер - класс?
3. Оправдались ли ваши ожидания?
Приложение
Комплекс упражнений для профилактики осанки
Выработка у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесие. Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак — значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения:
Упражнения у вертикальной плоскости 1. И. п. — стоять у стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами, ягодицами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются. 2. И. п. то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком туловищем. 3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например: руки вверх, в стороны, вперед, за пояс медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.
После нескольких занятий дети принимают положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нару-шается положение головы, так как его трудно уловить запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. Следить же за положением головы очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь запа-дает, позвоночник сгибается.
Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удерживанием на голове различных предметов (деревянных кружков, мешочков весом 200-300 г, наполненных мелкими камешками). Эти упражнения помогают развивать статическую выносливость мышц шеи и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.
Комплекс упражнений для развития статической выносливости
1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (по переменно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол. 2. С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение 3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.