Хисматова Лиана Робертовна
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и
Публикация «Консультация для педагогов „Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Массаж. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.
Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).
Пассивная гимнастика применяется в работе с детьми младенческого возраста, а также с более старшими детьми, у которых отмечается низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной гимнастики взрослый и ребенок выполняют все движения совместно.
Активная пальчиковая гимнастика предполагает самостоятельное совершение ребенком движений на основе подражания действиям взрослого.
Пальчиковый массаж - это высокоэффективный доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Дети с ОВЗ редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические :
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические :
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны всем детям.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. А особенно они будут очень полезны для детей с ОВЗ, чем раньше начнется работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при правильном провидении и регулярных занятиях.
Методика проведения массажа
Поза ребенка: ребенок сидит около стола, массируемая рука лежит на поверхности стола, локоть не висит, взрослый располагается рядом с ребенком. Выполняется массаж одной рукой, другой рукой фиксируется поверхность массажируемой руки (если у взрослого ведущая правая рука– левой придерживает, а если левая – правой придерживает).
Массажные движения проводятся от кончиков пальцев к плечу и к предплечью ребенка.
Продолжительность сеанса 3- 5 минут, ежедневно или через день. Поверхность массажируемого участка должна быть чистой и здоровой. Руки взрослого обрабатываются перед проведением массажа. Кольца, браслеты снимаются. Массаж можно сопровождать приятной музыкой.
Приемы массажа :
1. Поглаживание (от кончиков пальцев к предплечью). Левой рукой придерживаем, правой выполняем массаж. Поглаживание выполняется как на тыльной стороне, так и на ладонной.
2. Поглаживание каждого пальца ребенка (от большого пальца к мизинцу).
3. Растирание (от пальцев). Можно разнообразное растирание: кулачком, пальцами.
4. Повторное поглаживание.
5. Вибрация (мелкие движения пальцами, обе стороны. Вибрация пальцев.
6. Поглаживание.
Массаж для пальцев :
1. Пощипывание каждого пальца (от большого).
2. Поднимание каждого пальца (пальчики расслаблены, ладонная сторона – загибание пальцев.
3. Круговые вращения (тыльная сторона, ладонная).
Массаж выполняется на ведущей руке ребенка, а затем на другой руке.
Пальчиковые упражнения целесообразно проводить в любой совместной деятельности с детьми.
Пальчиковые игры можно проводить с группой, с подгруппой и индивидуально с детьми, сидя на стульях или стоя.
Можно разработать картотеку пальчиковых игр, которые сопровождаются стихотворными строчками, по лексическим темам, по образовательным областям.
Список литературы
1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
4. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.