Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ»

Хисматова Лиана Робертовна
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и

Публикация «Консультация для педагогов „Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

Пассивная гимнастика применяется в работе с детьми младенческого возраста, а также с более старшими детьми, у которых отмечается низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной гимнастики взрослый и ребенок выполняют все движения совместно.

Активная пальчиковая гимнастика предполагает самостоятельное совершение ребенком движений на основе подражания действиям взрослого.

Пальчиковый массаж - это высокоэффективный доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Дети с ОВЗ редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические :

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические :

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны всем детям.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. А особенно они будут очень полезны для детей с ОВЗ, чем раньше начнется работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при правильном провидении и регулярных занятиях.

Методика проведения массажа

Поза ребенка: ребенок сидит около стола, массируемая рука лежит на поверхности стола, локоть не висит, взрослый располагается рядом с ребенком. Выполняется массаж одной рукой, другой рукой фиксируется поверхность массажируемой руки (если у взрослого ведущая правая рука– левой придерживает, а если левая – правой придерживает).

Массажные движения проводятся от кончиков пальцев к плечу и к предплечью ребенка.

Продолжительность сеанса 3- 5 минут, ежедневно или через день. Поверхность массажируемого участка должна быть чистой и здоровой. Руки взрослого обрабатываются перед проведением массажа. Кольца, браслеты снимаются. Массаж можно сопровождать приятной музыкой.

Приемы массажа :

1. Поглаживание (от кончиков пальцев к предплечью). Левой рукой придерживаем, правой выполняем массаж. Поглаживание выполняется как на тыльной стороне, так и на ладонной.

2. Поглаживание каждого пальца ребенка (от большого пальца к мизинцу).

3. Растирание (от пальцев). Можно разнообразное растирание: кулачком, пальцами.

4. Повторное поглаживание.

5. Вибрация (мелкие движения пальцами, обе стороны. Вибрация пальцев.

6. Поглаживание.

Массаж для пальцев :

1. Пощипывание каждого пальца (от большого).

2. Поднимание каждого пальца (пальчики расслаблены, ладонная сторона – загибание пальцев.

3. Круговые вращения (тыльная сторона, ладонная).

Массаж выполняется на ведущей руке ребенка, а затем на другой руке.

Пальчиковые упражнения целесообразно проводить в любой совместной деятельности с детьми.

Пальчиковые игры можно проводить с группой, с подгруппой и индивидуально с детьми, сидя на стульях или стоя.

Можно разработать картотеку пальчиковых игр, которые сопровождаются стихотворными строчками, по лексическим темам, по образовательным областям.

Список литературы

1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.

3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

4. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС 1. 1. Ходьба по кругу, на носках, на пятках. 2. Точечный массаж.

Консультация для педагогов ДОУ «Игровая гимнастика с элементами массажа с дошкольниками» Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются.

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика» Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика – важный компонент поддержания двигательной активности детей. Особенности проведения в.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика за пять минут» Пальчиковая гимнастика за пять минут Большим успехом у ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут», с помощью которой детей.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните,.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика вместе с мамой» Консультация для родителей " Пальчиковая гимнастика вместе с мамой" Кисти рук и движения пальцев ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика»Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой.

Пальчиковая гимнастика для детей Комплекс пальчиковой гимнастики №1. Потешка «Пальчик-мальчик». Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил С этим братцем щи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников ЧЕРВЯЧКИ 2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять (перебираем.

Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста ГДОУ №57 Долгоносова В. И. - воспитатель «Ясли – это серьезно» Тема: Пальчиковая гимнастика и логоритмика, их роль в развитии ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 14 января 2018 в 11:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и массаж в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Хисматова Лиана Робертовна (УИ 284759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД