Валентина Долгоносова
Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГДОУ №57
Долгоносова В. И. - воспитатель
«Ясли – это серьезно»
Тема: Пальчиковая гимнастика и логоритмика, их роль в развитии ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова)
Публикация «Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка. а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, способствует поддержанию хорошего тонуса, оказывает оздоравливающе воздействие на внутренние органы человека, так например массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стишками разделяются на два типа:
Первый - пальчиковые игры
Второй – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений :
- после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук)
- пальцы следует нагружать равномерно
-пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому она может быть использована на занятиях как по развитию речи и конструированию, так и по физкультуре и музыке.
Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления и речи.
В моей практике использование пальчиковой гимнастики нашло применение в качестве элемента оздоровительного эффекта при проведении утренней гимнастики, воздушных ванн после сна, подвижных игр, на занятиях в качестве физминуток и на прогулке. Это такая пальчиковая гимнастика, как «Хитрый ежик», «Мышки и часы», «Этот пальчик рыл песок» и т. д.
Пальчиковые игры – как форма закаливания
Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребенка.
Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему неинтересны.
А вот пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением нравятся детям.
Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому пальчиковые игры по сути трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. (На кистях рук располагается множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними).
Хитрый ежик, хитрый еж
На клубочек он похож
На спине иголки
Очень, очень колки.
Хоть и ростом ежик мал –
Нам колючки показал
А колючки тоже
На ежа похожи.
На ежа мы поглядим
Молочка ему дадим
Но не тронем колкие
На спине иголки.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – рыл песок,
Этот – делал пирожок,
Этот – с горки покатался,
Этот в травке повалялся.
Этот – умница был
Хорошо говорил!
Пальчиковые игры «Мышки»
При помощи правильно подобранных и хорошо продуманных пальчиковых и логоритмических упражнений я помогаю детям преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, а также быть открытым в общении, доверять сверстникам.
Также при ознакомлении малышей с частями тела (ручками, ножками, щечками и т. д.) по валеологии большое место в работе с детьми занимает пальчиковая гимнастика :
Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки. Плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки! Плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй мой носик! Бип, бип, бип
Здравствуйте гости! Привет!
Мишка с куклой
Громко топают – 2 раз
Посмотри
И в ладоши звонко хлопают.
Звонко хлопают 1,2,3.
Пальчик о пальчик :
Тук да тук (2 раза)
Ножками затопали (3 раза)
Ручками захлопали (3 раза)
Наша группа имеет статус оздоровительной группы, поэтому ежедневно я провожу с детьми оздоровительную работу: малыши до и после сна идут по профилактической «дорожке здоровья» рекомендуемой В. Г. Алямовской (по следочкам, пластмассовым палочкам, по «колючему коврику», по волшебному грибочку с пуговичками, а затем по мокрой дорожке, топтание на которой сопровождается чтением стихотворений, на которых звучит тематика валеологии. Эту же профилактическую дорожку я предлагаю детям пройти на четвереньках, приняв позу «кошечки», «собачки», «мишки косолапого», где задействованы ладошки, что способствует дополнительному массажу пальцев рук.
Логоритмика
Когда речь идет о пальчиковой гимнастике, то понятно, что все усилия направлены на развитие пальчиков. Использование в своей практике логоритмических упражнений (сочетание движений с речью, дает возможность задействовать все части тела малышей, проговаривая ритмические стихи, дети подражают лисичке, зайчику, лягушке, мишке, они двигаются, а значит развиваются, испытывают при этом много положительных эмоций, что благотворно влияет на психическое и физическое здоровье. Элементы логоритмики, также, как и элементы пальчиковой гимнастики успешно использую во всех режимных моментах.
Логоритмические игры
Мишка косолапый, по лесу идет.
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Больше он не будет по лесу гулять,
Сядет на машину и поедет спать
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя укрыли.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
А четыре – улетела.
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.
Из практики могу сказать, что детям очень нравится экспериментировать, проводить опыты, что позволяет точнее сблизиться с малышами, превратить их мир в волшебную сказку, психику сделать более уравновешенной, мышление более гибким, активизировать работу пальцев и ладоней рук. Чтобы больше заинтересовать, стимулировать детей к действиям, я приглашаю для проведения различных экспериментов наших любимых гостей: «Капитошку –водяную капельку», «Волшебную снежинку», «Королеву кисточку», «Веселого карандаша».
Рекомендуемая литература:
1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игр тренинг. – СПб: «САГА»
2. Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов подвижных игр. – М: ВАКО, 2005
3. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПБ: Дельта, 1997.
4. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений. – М: ЛИНКА-ПЕСС, 2005г
5. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб: Детство – Пресс, 2009г
6. Синкевич Е. А., Большова Т. В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб: «Детство-пресс» 1999г.
7. Янушко Е. А. «Что-то будет» Издательство Карапуз
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
ИЧП «ХАРДФОРД» СПб: 1996г