Любовь Васильева
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Пальчиковая гимнастика“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Ученые доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребенка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движение пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движение пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. В этом я убедилась и по моим личным наблюдениям из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие, как зарубежные, так и отечественные педагоги : М. Монтессори, Е. Косенкова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.
Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении.
Для этого в работе использую – игры с цветными палочками и спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д. Все эти виды работ, их техники уже давно всем известны.
Мне бы хотелось остановиться на пальчиковой гимнастике. Сейчас дошкольники очень редко делают что – то своими руками. А зачем? Ведь современные игрушки и развивающие игры сконструированы максимально безопасно, но не эффективно с точки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезать и клеить картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками до минимума снизили потребность в повседневном развитии мелкой моторики.
Вот почему пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость.
1. Для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребенку сам
2. Потом можно показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребенка.
3. До того момента, как ребенок сможет самостоятельно выполнить движения и проговорить текст потребуется пара дней. А затем, дети уже сами, по – очереди, показывают пальчиковую гимнастику.
Пробуйте, подбирайте занятия, интересные для детей и пальчиковая гимнастика станет для детей не только средством развития мелкой моторики, но и увлекательным совместным занятием.