Анастасия Немова
Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Утренняя гимнастика – важный компонент поддержания двигательной активности детей. Особенности проведения в группе раннего возраста»
Движение – это жизнь.
Аристотель,
384-322 г. до н. э.
Публикация «Консультация для педагогов „Утренняя гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Здоровье ребенка напрямую зависит от его двигательной активности и свободы движений. Так как большую часть дня ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду, воспитатели обязаны обеспечивать условия для безопасного и эффективного удовлетворения его потребности в движении. Одним из компонентов двигательной активности детей является утренняя гимнастика.
При проведении утренней гимнастики необходимо соблюдать следующие принципы:
- Безопасность
- Систематичность
- Постепенность
- Учет возрастных особенностей
- Эмоциональность, создание благоприятной атмосферы
Упражнения должны быть безопасными, подобранными в соответствии с возрастом детей. Воспитатель должен правильно организовывать выполнение упражнений, чтобы дети не толкались, бежали в одном направлении и т. д.
Утренняя гимнастика должна быть регулярной, в одно и то же время. Лучше всего, если и начинаться она будет всегда одинаково. Чем младше дети, тем важнее стабильность и постоянство: одинаковое начало, всегда в одно время, одинаковое завершение и затем привычные действия согласно распорядку дня. Например, вы можете использовать различные предметы или ритуалы, которые будут сигнализировать детям, что пришло время гимнастики. В каждой группе это могут быть свои «фишки», но они должны быть едины для обоих воспитателей. У кого-то это бубен, у кого-то кукла Катя, одетая в спортивную одежду, а в нашей группе случайно сложился такой ритуал: я (а впоследствии уже сами дети, см. фото справа) ставила на середину помещения деревянные фигурки деревьев, это был наш лес, затем мы шли в поход по этому лесу (вокруг деревьев, выполняя различные виды ходьбы, а затем я интегрировала в процесс все упражнения гимнастического комплекса (потянулись вверх, как деревья; полетели (побежали, как птички; пошли, как косолапые медведи и т. д.)
При выполнении гимнастики крайне важна постепенность. Время занятия должно увеличиваться постепенно от 5 до 10 минут, упражнения начинаются с самых простых, понемногу усложняясь.
Крайне важно помнить, что в раннем возрасте на успешность проведения не только гимнастики, но и других занятий, влияет множество факторов:
-эмоциональное состояние детей;
-различия в возрасте, а значит в физических и интеллектуальных возможностях (то, что легко ребенку в 2,5 года может быть не под силу 2-летнему);
-особенности развития на данном этапе (например, кризис 3-го года жизни)
Все это говорит о том, что воспитателю важно очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в гимнастике. В работе с детьми данной возрастной категории важно включать игровой компонент, погружать их в сказку, в волшебство, и тогда даже самый трудный ребенок, переживающий очередной кризис, забудет обо всех своих «не хочу и не буду» и присоединится к вашему веселому, увлекательному занятию!
Залог успешного занятия – создание благоприятной, интригующей атмосферы в самом начале занятия. Пригласите на зарядку игрушку из кукольного театра, например, лягушку. Пусть она покажет, как она высоко прыгает, а ребята повторят за ней. Затем пусть уже ребята научат лягушку вращать руками или выполнять любое другое упражнение. «Лягушка этого не умела, а вы, ребята, научили ее, какие вы молодцы!» Следует больше акцентировать внимание на том, что у детей получается и обязательно хвалить их за это «Как ты высоко прыгаешь, Дима!», «Ой как Машенька хорошо приседает, она хорошо прячется от лисы, лиса ее не увидит!» (в игре «Зайки и лиса»). При этом не стоит требовать идеального выполнения упражнений. Конечно, следует поправлять и показывать, как надо, но делайте это деликатно и осторожно.
Я считаю, что гимнастику также важно завершать, то есть не просто обрывать, а подводить детей к логическому завершению. Например, если мы шли в поход, то в конце мы так же строем обходим наш лес и уходим из него, прощаемся с ним, говорим какую-то завершающую фразу о том, что поход удался и был очень интересным. После этого сразу строем направляемся в ванную мыть руки перед завтраком. Такое постоянство очень благотворно влияет на детей, они становятся более спокойными, собранными, и со временем уже без лишних напоминаний и указаний сами делают то, что надо.
Утренняя гимнастика очень важна и полезна не только детям, но и нам, взрослым. Ведь никакие слова не учат лучше, чем собственный пример. Поэтому будьте для детей примером, не ленитесь, делайте гимнастику регулярно, честно тянитесь, приседайте и будьте здоровы!