Вероника Романенко
Консультация для педагогов «Особенности создания образовательных локаций в группе раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов на тему :
«Особенности создания образовательных локаций в группе раннего возраста»
Переступая порог детского сада, в жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду — период адаптации. Проблема адаптации детей к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Вхождение ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Это тяжёлое время для каждого малыша. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности создания образовательных локаций в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Отрыв от дома и близких ребенку людей, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.
Слайд 2. Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка среда должна быть разнообразной, яркой, информативно богатой.
Слайд 3. С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для того чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным условием для полноценного развития ребенка является организация в группе развивающей предметной пространственной среды, т. е. образовательных локаций, которые в свою очередь, являются для малыша носителем информации.
Слайд 4. Что же такое образовательная локация? Это пространство для размещения необходимых объектов, используемых для обучения воспитанников. В нашем детском саду организованы и оформлены такие локации, как: мини-музей, сенсорная комната, пожарный уголок, стенд поселка Каргаполье.
Развивающая предметно-пространственная среда (РПП среда) – это составная часть образовательной среды дошкольного учреждения, все компоненты которой взаимообусловлены, и выступают в единстве и взаимосвязи. Развивающая предметно-пространственная среда (РПП) среда представлена специально организованным пространством: образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Очень важно, чтобы Развивающая предметно-пространственная среда (РПП) среда выполняла свое основное назначение – создавать условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.
Слайд 5. При оформлении развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие особенности : возрастные, физиологические и психологические потребности детей; повышенная двигательная активность и ярко выраженная познавательная деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Главной особенностью создания образовательных локаций в группе раннего возраста является - комфортное пребывание малыша в детском саду.
Слайд 6. Группа – это наш второй «дом», - это должно быть главной идеей при создании образовательных локаций.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается эстетический вид и направленность на развитие детей. Дети с раннего возраста должны созидать прекрасное, развивая в себе эстетические чувства. Яркое и красочное зонирование нацеливает детей на творческую активность.
В нашей группе мебель и оборудование установлены таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий. Так же оно является мобильным, безопасным и доступным для каждого малыша. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.
Слайд 7. Создавая развивающую предметно-пространственную среду я учитывала то, что: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Поэтому образовательные локации в моей группе работают на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Кроме того предметная среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.
Для реализации требований Программы и Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки» и пр., оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Слайд 8 В программе приводится примерный перечень развивающей предметно -пространственной среды.
Элементы каждой зоны (игры, игрушки) должны периодически меняться. В каждом центре должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.
В помещении группы раннего возраста созданы следующие центры предметно-развивающей среды, которые оснащены достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., находятся в свободном доступе для детей. Ребёнку предоставляется возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, возможность выбора игры.
- «Центр детской книги»
- «Физкультурно-оздоровительный центр»
- «Центр сюжетно-ролевых игр»
- «Центр строительно-конструктивных игр»
- «Центр музыки»
- Уголок театрализованных (драматических) игр
- «Центр изобразительного искусства»
- «Центр сенсорного развития»
Слайд 9. 1. «Центр сюжетно-ролевых игр»
Игра является основным видом деятельности малышей, поэтому в группе оборудован игровой центр, который создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся игрушки для сюжетной игры: «Семья». Это — куклы, кроватки и коляски для них, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, для игры в «Доктор» в наличии имеются: медицинские приборы (инструменты, пузыречки и коробочки от лекарств, для игры в «Парикмахерскую» – парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки. В «Магазине» находится касса, корзинки с набором овощей и фруктов, тележки для продуктов, сумочки.
В зоне игр с транспортом собраны технические игрушки, которые пользуются большой популярностью у детей, особенно у мальчишек– это машины — самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора, легковые автомобили, каталки
Слайд 10. 2. «Центр сенсорного развития»
Дидактические пособия, которые представлены в центре сенсорики – разнообразные вкладыши, балансиры, пирамидки, пособия со шнуровками, геометрические кубы и многое другое — доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные.
При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
3. «Центр изобразительного искусства»
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Перед нами стоит задача — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный материал (карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты) находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.
Слайд 11. 4. «Центр музыки»
В центре музыки располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты (барабаны, бубен погремушки, деревянные ложки, дудочки, колокольчики, которые доставляют детям много радостных минут, а так же, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей.
5. «Физкультурно-оздоровительный центр»
В пространство группы гармонично вписывается центр двигательной активности, оснащенный спортивным оборудованием, разнообразным физкультурным инвентарем. В центре имеется дорожка с камешками для профилактики плоскостопья у детей, гимнастические палки, мячи, веревочки, кубики для проведения утренней гимнастики, мячи-прыгуны, кегли, мешочки с песком. Все это позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
Слайд 12. 6. «Центр детской книги»
Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. При оформлении центра учитывали возрастные особенности детей. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей.
7. Уголок театрализованных (драматических) игр
Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей. Любимые и знакомые сказки обыгрываются воспитателем при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе.
Слайд 13. 8. «Центр строительно-конструктивных игр»
Здесь мы учимся сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму, развивать воображение и мышление, конструировать различные предметы. Для этого используем:
-Конструктор «ЛЕГО»
- Кубики пластмассовые, деревянные, резиновые разной величины.
-Конструктор «Полидрон»
- Маленький конструктор «ЛЕГО»
- Мозаика.
В образовательных локациях также размещены созданные мною картотеки и дидактические игры, такие как: Д/ И по сенсорному развитию: "Цветные крышечки"; "Игры с прищепками"; "Разложи грибочки в корзинки"; "Собери листочки в ведерки"; По ФЭМП: "Подбери фигуру"; "Геометрические фигуры";"Наряди матрёшку"; по развитию речи: Альбом "Говорим правильно"; "Кто спрятался"; "Узнай домашнее животное"; и др. "Подбери бабочку по цвету лепестка"; "Найди тень"; "Подбери по цвету"Клоун -жонглёр"; Картотеки по КГН; Наглядный материал: Транспорт, одежда, обувь, домашние животные и тд.
Для пополнения развивающей среды требуется много времени и усилий, поэтому для развития наполняемости развивающей предметно-пространственной среды (РППС) я привлекаю родителей, которые активно и с удовольствием откликаются. Например родители помогают оформить группу к праздникам, шьют и вяжут одежду для кукол, дарят игры и игрушки, книги и раскраски.
Конечно в моей группе на данный момент оформлены не все центры развития, которые требует Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСТ ДО, поэтому в дальнейшем я планирую оформить «Уголок уединения», чтобы у малышей была возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. Это место, где ребёнок сможет побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.
Так же в перспективе «Центр песка и воды» для развития у детей навыка общения, диалогической и монологической речи, пространственной ориентации; стимулирования познавательных интересов и расширения кругозора детей; обучения правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр и экспериментирования.
Ежемесячно развивающая среда будет пополняться и обновляться дидактическим, демонстрационным и развивающим материалом.
Слайд 14. Правильно организованная среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить и развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».
Спасибо за внимание.