Гулия Яикбаева
Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей в подготовительной группе»
▼ Скачать
Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности игровой деятельности детей в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
«Игра-ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм – индивидуальные, компьютерные игры. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОСах к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребёнка, его развития. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребёнка (ст. 31).Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка.
Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) неадекватная политика чиновников;
4) отсутствие соответствующей предметно–развивающей среды, поддерживающей игру;
5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
6) полное отсутствие игры в школе;
7) жёсткое программирование свободного времени детей.
Главная причина – право на игру декларативно признаётся, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?
Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка-дошкольника большая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Зависимость между сформированной игровой деятельностью и успехами в школе определяется её влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать образ, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействия и т. д.). Всему этому детей надо учить.
Есть целая система обучения детей умению играть в различные игры:
1. творческие игры:
-сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельности);
-театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации);
-конструкторские.
2. дидактические игры:
- игры с предметами;
-настольно - печатные;
-словесные.
3. развивающие игры.
4. подвижные игры.
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
В подготовительной к школе группе виды сюжетно – ролевых творческих игр самые разнообразные: бытовые сюжеты, транспорт, ряжение, семья, доктор, магазин, детский сад, моряки, почта, семья, школа, ателье, кафе, парикмахерская, зоопарк, библиотека, космонавты.
Не менее важное значение отдается театрализованным играм. Театрализованные игры:
1) режиссерская – ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа ( например: под запись сказки).
2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).
3) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.
Режиссёрская игра - это индивидуальная игра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками. Если ребёнок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр. Он организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.
Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплик персонажей). Игры – драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Это и является особенным значением таких игр. Чтобы дети могли передать соответствующий образ надо учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями, развивать их воображение. В процессе работы у детей формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.
На занятиях и в повседневной жизни разыгрываются сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком, организовываем игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек, колыбельных и т. д. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.
Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием учиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и так далее, из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.
В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр :
- Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)
- Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров)
Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение.
Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. В процессе НОД надо учить детей, как надо играть, знакомить с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра.
Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото.
Воспитатель каждую игру проигрывает сама. Играя с ребёнком, не опережайте его.
Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Как педагог может организовать игру? Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем вместе?», «Не хотите поиграть в?», «Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть!» и т. п. Это прямой способ предложения детям игровой деятельности. Тема и содержание НОД могут стать предпосылками той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание НОД, нужно предвидеть его переход в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, в НОД дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игры совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье.
Игровой момент может быть ограничен по-разному. Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр и на этой основе организовать играющие коллективы. На следующий игровой день игра может проходить по-другому: она начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми.
При этом надо быть весьма внимательными к настроению детей : непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В тоже же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интерес у играющего. .
Если в игровом уголке играет 4-6 человек, детям тяжело удержать единую линию сюжета. Удачная игра зависит от того, насколько сыграны пары детей : им легче удержать свой сюжет. Игра по группам легко распадается в силу ограниченности пространства: дети друг другу просто мешают, им часто нужны одни и те же игрушки, что и другим, или одну и ту же роль хотят играть несколько детей. Удержать линию сюжета и довести ее до конца очень непросто, именно в силу того, что все дети свободно ходят по комнате и часто просто вмешиваются в пару, играющую в другую игру. Тем не менее, и в такой ситуации детям удавалось разыгрывать полноценные игровые сюжеты. Начинали с обыгрывания потешек, песен. У детей появилась тяга к импровизации, интерес к драматизации и театрализованной деятельности, к движениям под музыку. В последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.
Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.
Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.
В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного выбора любимых игр
Ещё одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей.
В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Важно: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Надо дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями–вещь особо полезная!»
Все игры и пособия должны находиться под рукой у ребенка. Роль воспитателя совместно с ребенком разрабатывать планы и способы его деятельности, предоставлять ему такой набор пособий, который бы соответствовал его интересам, его возрасту и в то же время развивал, формировал его практический интеллект и положительные эмоции.
Может быть, каждый ребенок талантлив от рождения, но, не имея опоры развития, теряет и зарождающиеся искорки. Играя с детьми, мы стараемся помочь ребенку встать на ступеньку выше, поближе подойти к знаниям, так как помогаем ему сделать первые шаги в жизни. В игре дети живут, и следы этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительности жизни, в которую они не могут еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дети не более чем как дети, существа, не имеющие еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемые течением жизни. В игре же они уже зреющие люди, пробуют свои силы и самостоятельно распоряжаются своими же созданиями.
Список литературы:
1. Артюхова, И. С. Играем, растем, готовимся к школе. Сентябрь. Подготовительная к школе группа. Книга-пазл / И. С. Артюхова. - М. : Русское слово - учебник, 2015. - 116 c.
2. Афонькина, Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа "Успех". Подготовительная группа / Ю. А. Афонькина. - М. : Учитель, 2012. - 221 c.
3. Афонькина, Ю. А. Мониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Подготовительная группа / Ю. А. Афонькина. - М. : Учитель, 2013. - 855 c.
4. Бардышева, Т. Ю. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М. : Скрипторий 2003, 2013. - 976 c.
5. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада / Т. М. Бондаренко. - М. : Лакоценин С. С., 2009. - 672 c.