ОЛЬГА СМОЛИНА
Консультация для педагогов «Обучение учащихся основной школы технологии «Смыслового чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, которые читают книги,
всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор.
Ф. Жанлис
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение учащихся основной школы технологии „Смыслового чтения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Литературное чтение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к систематизации и анализу информации, и проблема обучения чтению наших учащихся становится наиболее актуальной в свете модернизации образования и реализации ФГОС.
Подчеркивается важность обучения смысловому чтению, т. к. чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Обучение смысловому чтению и совершенствование методов и приемов для запоминания большого объема информации - вот приоритетные направления в работе современного педагога.
Можно выделить несколько видов работы с текстом.
1. Поиск информации и понимание прочитанного текста.
При осуществлении данной работы учащийся учится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
2. Преобразование и интерпретация текста.
При осуществлении данной работы с текстом на уроках учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.
3. Оценка информации, полученной из текста.
При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:
- откликаться на содержание информации;
- выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;
- находить пути проверки противоречивой информации;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Выделяется два вида текста:
- сплошные (художественное описание, повествование, научный комментарий, инструкция);
- несплошные (графики, диаграммы, схемы, таблицы).
Как лучше запоминать информацию:
1. Ежедневно выделять на запоминание информации небольшое количество времени. Перед тем как приступить к запоминанию, нужно сесть и сосредоточиться. Понимание - это основа всего, если вы не понимаете то, что вы прочитали, то единственный вариант - это зубрежка, но в этом случае вся информация очень быстро выскочит из вашей головы.
2. Второй способ запоминания - это выкидывать из информации разные странные слова, речевые обороты и ненужные эпитеты. Необходимо свести весь огромный текст до нескольких абзацев или тезисов.
3. Для запоминания можно использовать метод Фреймана.
Он заключается в том, что после прочтения нескольких абзацев Вам нужно попытаться их пересказать. Но делать это нужно максимально понятным языком. Если у вас возникли затруднения с терминологией или цифрами, то на это место нужно обратить дополнительное внимание.
И так, весь процесс овладения нужными знаниями состоит из двух этапов - это повторение и активное повторение.
Просто повторение означает, что вы смотрите в текст и несколько раз его читаете вслух. При активном повторении Вы должны произнести тот же самый текст, но уже по памяти, причем сделать это нужно несколько раз.
Процессы восприятия и запоминания
В нашей памяти остается
10% того, что читаем
20% того, что слышим
30 % того, что видим
50% того, что видим и слышим
80 % того, что говорим
90% того, что говорим и делаем