Оксана Воротникова
Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема нашего времени-это приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы, работники дошкольных учреждений. Мы знакомим детей с разнообразными жанрами литературных произведений. Дошкольникам не только представляют художественные произведения, относящиеся к различным жанрам, но раскрывают их жанровую принадлежность, формируют представления о чертах того или иного жанра.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.
Именно в старшем дошкольном возрасте, я считаю, дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе
Путешествие в мир художественной литературы развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей : на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их вкус.
С помощью художественной литературы у детей развивается :
1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.
8. дети учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без них
9. при ознакомлении со стихотворным произведением мы помогаем ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения, понять содержание.
10. На занятиях дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. После чтения произведения ребё нок выполняет разнообразные творческие задания: выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонации.
В группе мы переоборудовали книжный уголок: пополнили, разделили книги по разделам, создали картотеку книг. Оформили альбом детского творчества, альбом портретов с биографиями писателей и поэтов. У нас появилась «Больница для книг». Познакомили детей с алгоритмом обращения с книгой. Сделали атрибуты для игры «Библиотека».
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Родители принимали активное участие в пополнении книжного уголка. Родители с детьми сделали книги-самоделки на выбранную тему. Семьи Борцовых и Павловых сами придумали сказки и оформили их с помощью детских рисунков.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». «Как хорошо уметь читать!» (по стихам В. Берестова).
В перспективе планируем развивать любовь к чтению, уважение к книге, уметь заботится о сохранности книг, уметь их ремонтировать.
Вызвать желание самим научиться читать.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В определенной мере проявляется умение формировать вопросы, подавать умственные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей его качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают наиболее развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.
Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека. Ребенок постигает в доступных ему пределах тайны живой и неживой природы, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Он становится и маленьким языковедом, так как учится осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.