Марина Мунтян
Конспект ООД для детей 6–7 лет. Игра-квест «Назад в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с русским народным костюмом, убранством русской избы, домашней утвари, русскими народными инструментами;
изготовление половика методом сериации по цвету
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари, о русских народных инструментах
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, интерес к русскому быту и фольклору, уважительное отношение к предметам старины, к народной мудрости, расширять кругозор детей, чувство патриотизма и гордости за свою Родину
Развивающие:
• развивать воображение, наглядно образное мышление;
• обогащать словарь детей новыми словами (чугунок, самовар, половик, рубель, подсвечник, колодец, печь, лапти, горница и т. д.)
• развивать слуховое восприятие
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание предметов старинной утвари, прослушивание русских народных инструментов, рассматривание иллюстраций с изображением атрибутов русского народного костюма.
Оборудование: интерактивный комплекс или сенсорный экран, презентация ООД, сундук со старинной кухонной утварью и предметами быта, клубочек пряжи, атрибуты русских народных костюмов (повязка из шелковой ленты для девочки, картуз для мальчика, материалы для изготовления половика.
Ход ООД
I. Организационный момент
1. «Вхождение в день»
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Проходите, встаем вместе со мной в круг. Посмотрите сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся (дети здороваются) Ребята, я буду говорить слова и выполнять движения, а вы повторяйте вместе со мной:
Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я,
Отвечаю Травам я,
Отвечаю Ветру я:
«Здравствуй, Родина моя!» Руки поднять вверх.
Согнуть руки в локтях к груди.
Показать рукой на себя.
Выпрямить руки в стороны.
Поднять руки над головой.
Опустить руки на ковер.
Поднять руки над головой и покачать ими.
Взять друг друга за руки.
1. «Сюрпризный момент»
Воспитатель: ребята, на почту детского сада пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем? Подойдите к монитору и встаньте так, чтобы всем было видно. (видео от домовенка Кузи)
Видео Кузьмы: здравствуйте, ребята. Меня Кузьма зовут. Я домовой, хранитель домашнего очага. Живу я в далеком прошлом, в те времена, когда не было ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших дедушек и бабушек. Живу я, как и все люди раньше, в деревянной избе. А сейчас-то зима, печка дровами топится, а пол то холодный, мерзнут ножки мои. Видел я в других избах половички, красивые, разноцветные. Сделайте, пожалуйста, и мне такой половик, и ногам тепло, и в избе красиво.
Воспитатель: ребята, домовенок Кузя живет в далеком прошлом, и мы отправляемся к нему в гости. Ребята, поможем домовенку Кузе?
Дети: да.
Воспитатель: а кто из вас знает, что такое половик? (ответы детей). Половик – это узкий длинный коврик плетеный из разноцветных обрезков ткани.
II. Основная часть
Воспитатель: ну что, отправляемся в прошлое в гости к Кузьме. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Ему нужно сказать волшебные слова:
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
Воспитатель: встаем друг за другом и идем за нашим волшебным клубочком и говорим волшебные слова вместе со мной. Ну что, в путь?
(воспитатель наматывает нить на клубок, дети идут за ним и все вместе говорят):
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
Воспитатель: ребята, вот мы и оказались в далеком прошлом.
1. Станция 1 «Русский народный костюм»
Воспитатель: подходим ближе к монитору и встаем так, чтобы всем было видно. Посмотрите на экран. Кого вы там видите? А во что они одеты? (ответы детей)
Воспитатель слушает ответы детей и подсказывает, если дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: ребята, давайте мы с вами наденем элементы русского народного костюма, мальчики наденут на голову картуз, а девочки – кокошник (дети надевают). Посмотрите, какие мы красивые.
Воспитатель: двигаемся дальше? (дети: да)
Воспитатель: встаем друг за другом, идем за клубком и говорим волшебные слова вместе со мной
(воспитатель наматывает нить на клубок, дети идут за ним и все вместе говорят):
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
2. Станция 2 «Было - стало»
Воспитатель: посмотрите ребята, что это? (дети: сундук). Давайте заглянем внутрь и посмотрим, что же в нем лежит? (дети по очереди достают предметы из сундука и называют их, и говорят, если затрудняются, воспитатель помогает: колодец, печь, лапти, рубель, чугунок).
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Было - стало». Подходим к монитору, встаем так, чтобы всем было видно. На экране вы увидите предмет, которым люди пользовались раньше, а вам нужно угадать, каким предметом мы пользуемся сейчас. Начинаем?
Игра
Воспитатель: молодцы, ребята!
Воспитатель: встаем вместе со мной в круг и отправимся гулять по горнице. А горница — это большая светлая и чистая комната в деревянной русской избе. Выполняем движения вместе со мной.
3. «Физкультминутка»
Я по горнице хожу и что вижу расскажу (руки на поясе, ходьба на месте)
Справа печка, слева стол (машем руками вправо, влево)
Упирается он в пол (наклон)
Прямо дверь (поклон с рукой)
Над ней подкова (на носочки руки вверх)
Чтоб семья была здорова!
Воспитатель: ну что, ребята, продолжим наш путь? Встаем друг за другом и идем за клубком.
Воспитатель наматывает нить на клубок, дети идут за ним и все вместе говорят:
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
4. Станция 3 «Музыкальная»
Воспитатель: подходим к монитору и встаем так, чтобы всем было видно. В старину люди любили играть на различных музыкальных инструментах, любили петь, водить хороводы. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай инструмент по звучанию». Мы внимательно слушаем звучание инструмента и из трех вариантов ответов выбираем правильный. Вова, подходи, нажимай вот сюда, а мы слушаем и отгадываем (дети по очереди нажимают на граммофон на экране и выбирают вариант правильного ответа)
Игра
Воспитатель: молодцы, ребята! Следуем дальше? (дети: да)
Воспитатель: ребята, встаем друг за другом и идем за клубком и говорим волшебные слова вместе со мной
(воспитатель наматывает нить на клубок, дети идут за ним и все вместе говорят):
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
5. Станция 4 «Мастерская. Коврик для домовенка Кузи»
Воспитатель: проходите, ребята. Занимайте места за столами, спину прижимаем к спинке стула, ноги под столом. Перед вами на столах разноцветные полоски фетра и основа для нашего половика.
Посмотрите на экран, вот такой половик у нас должен получиться (на экране половик)
Воспитатель: но прежде, чем мы начнем работать, разомнем наши пальчики.
6. «Пальчиковая гимнастика»
Избушка на лужочке,
Двери на замочке.
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка — делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка — соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки — выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого, не размыкая замка.
5–6 строчки — размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их
7. Продуктивная деятельность
Воспитатель подходит к мольберту, на котором закреплена основа половика и вместе с детьми делает аппликацию.
Воспитатель: приступаем к работе. Первая полоска синяя, берем ее и ровно прикладываем к основе и прижимаем и т. д. (воспитатель помогает детям выполнять задание, хвалит детей, подбадривает).
Воспитатель: ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте устроим выставку из наших работ.
Воспитатель крепит половики, которые сделали дети, на мольберте и приглашает их подойти к мольберту.
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Посмотрите какие красивые половики у нас получились, красивые, яркие, а еще они теплые, потому что из фетра. Думаю, Кузе они очень понравятся. И ногам тепло и в избе красиво.
Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам в этом наш волшебный клубочек.
Воспитатель: ребята, встаем друг за другом и идем за клубком и говорим волшебные слова вместе со мной
(воспитатель наматывает нить на клубок, дети идут за ним и все вместе говорят):
«Ты катись, катись клубочек,
Через горку да в лесочек
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи»
III. Итог
1. «Рефлексия»
Воспитатель: вот мы и вернулись из прошлого в настоящее, в наш детский сад. Картузы и кокошники нам больше не понадобятся, в наше время их не носят, снимаем. Ребята, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а домовенок Кузя, в благодарность за теплые, красивые половички прислал вам гостинцы (воспитатель достает из сундука петушки на палочке и раздает детям).
Планируемый результат:
• дети умеют на слух различать русские народные инструменты (балалайка, ложки, свистулька, гусли и т. д.)
• проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца
• дети проявляют интерес к прошлому своего народа, к культуре, традициям
• владеют обогащенным словарным запасом (ухват, чугунок, рубель и т. д.)