АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Проблема детской тревожности»
Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Публикация «Консультация для педагогов „Проблема детской тревожности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность - это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности.
Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистичные установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей, лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребенка.
Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я же ничего не могу!»).
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.
Обычно это не очень уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.
Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Причины детской тревожности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Специалисты считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
• Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
• Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
• Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Специалисты отмечают, что тревожность ребёнка может возрастать в ситуации, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
Авторитарный стиль родительского воспитания также не способствует внутреннему спокойствию ребёнка, ребёнок в этой ситуации обычно теряет уверенность в себе и в своих собственных силах. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).
Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, то есть способствует формированию у него тревожности.
Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины: «Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.
Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении эмоций и чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.
Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, то есть, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у него страхов.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
У детей дошкольного возраста в среднем наблюдается от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов.
Страхи, характерные для младшего дошкольного возраста:
• Боязнь сказочных персонажей;
• Уколов;
• Боли;
• Крови;
• Высоты;
• Неожиданных звуков;
• Типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Страхи, характерные для старшего дошкольного возраста:
• Смерти;
• Смерти родителей;
• Страх животных;
• Сказочных персонажей;
• Глубины;
• Страшных снов;
• Огня;
• Пожара;
• Нападения;
• Войны;
• У девочек: страх заболеть, наказания, боязнь сказочных персонажей.
Правила работы с тревожными детьми.
1. Хвалите ребёнка даже за незначительный успех.
2. Спрашивайте ребёнка в середине НОД.
3. Избегайте заданий на ограниченное время и любых видов работ, учитывающих скорость.
4. Не сравнивайте ребёнка с окружающими, сравнивайте результаты ребёнка только с его собственными результатами (неделя, месяц назад и т. д.).
5. Предъявляйте адекватные возможностям ребёнка требования.
6. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
7. Обязательно, взаимодействуя с ребёнком, используйте визуальный контакт.
8. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
9. Наказывайте ребёнка лишь в крайних случаях, наказывая его, не унижайте.
10. Старайтесь делать ребёнку, как можно меньше замечаний.
11. Избегайте длинных нотаций.
12. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
13. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
14. Демонстрируйте ребёнку образцы уверенного поведения, будьте ему примером.