Татьяна Смолина
Консультация для педагогов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [1, c. 5]
Арт-терапия включает в себя:
-изо-терапию
-музыкальную терапию
Публикация «Консультация для педагогов „Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Изотерапия в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
-драма-терапию
-сказко-терапию
-кинези-терапию
-фото-терапию
-песочную терапию
Изо-терапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда [5, c. 11]. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами мы обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
При рисовании происходит:
-Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание плохого события.
-Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости.
-Развитие воображения, творческих способностей, мелкой моторики. [4, c. 27]
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»). Интересна детям техника рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее [6, c. 41]. С 4 лет мы пользуемся техникой «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки», забавные «Снеговики», «Цыплята». Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет» [3, c. 86]. В старшей группе мы используем технику «Рисование свечой». Ребенок рисует свечой на бумаге, а потом акварелью закрашивает лист в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Интересная техника «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)». На лист бумаги клеем ПВА, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Но больше всего в данном возрасте, детям нравится рисование мыльными пузырями. С большим интересом и желанием дети создают рисунки при помощи мыльных пузырей. Это очень увлекательный процесс. Мыльные пузыри приносят много радости детям. Для рисования необходимо сделать следующее: добавить в любой мыльно-пенящийся раствор, акварельную краску. И затем через трубочки выдувать пузыри на бумагу. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству. Красивая коллективная работа получилась «Подводное царство». [5, c. 67]
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Результат педагогической работы с использованием изо-терапии будет заключаться в том, что дети могут самостоятельно справиться с запредельными эмоциями, воплотить в жизнь творческие замыслы, проявить познавательный интерес. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
В ходе работы выявлена результативность и несомненная польза применения изо-терапии в работе с детьми в детском саду:
-устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
-у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
-воспитывается чувство коллективизма;
-отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
-на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
-идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
-уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя -агрессивность.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Литература
1. Аметова Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003. - 210 с.
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» под ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002. - 155 с.
3. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
5. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь - 2001. - 109 с.
6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М., 2010.