Юлия Федотова
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является наиболее естественной и органичной. Вышедший на прогулку дошкольник, в первую очередь проявляет интерес к песочнице, особенно, если к ней прилагается набор игрушек. И это не случайно. По мнению Зинкевич- Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка.
Публикация «Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована Г. Юнгом так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики» Иными словами, ребенок, в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.
Именно поэтому одной из форм психопрофилактической работы в МДОУ № 18 г. Миасса стала песочная терапия.
Рассмотрим ее основные составляющие.
Для организации процесса песочной терапии необходима песочница размером 50см х 70см х 8см с чистым песком, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Желательно, чтобы песочница была деревянной, с голубыми бортами и дном. Фигурки должны представлять собой миниатюру всего, что встречается ребенку в окружающем мире, начиная от объектов и предметов повседневности и заканчивая фантастическими образами. Оптимальный размер фигурок 10-12 см.
Если работа с песочницей происходит для ребенка впервые, то необходимо познакомить его с коллекцией фигурок, с песочницей и с правилами игры. Если ребенок находится в процессе работы, ему предлагается выбрать те фигурки, с которыми он хотел бы поиграть.
Далее дается инструкция. Она зависит от целей работы. Звучать она может примерно так: «Ты можешь создать в песочнице все, что пожелаешь», или «В одной сказочной песочной стране жили-были…»
Работающий с ребенком взрослый должен придерживаться безусловного, безоценочного отношение к ребенку и к его творчеству в песочнице; а так же «следовать» за ребенком, за его сюжетом, стараясь понять его чувства и состояние.
Рассматривая песочную терапию как форму психопрофилактической работы, мы предлагаем два варианта ее использования именно в этом контексте.
Первый вариант, используемый нами в работе - классический. Ребенок, руководствуясь вышеназванной инструкцией, произвольно выбирает фигурки и выстраивает на песочном листе ту историю, которую данные фигурки ему «навеяли». Наш опыт показывает, что дети с задержкой психического развития создают очень однообразные картины, используя в игре всего 3-4 фигурки. Законченного сюжета их игра, как правило, не имеет. Однако, они очень долго манипулируют выбранными игрушками, закапывая их песок, перемещая их с места на место и создавая различные рельефы на песке.
Такой способ психопрофилактики особенно подходит для детей с ЗПР из-за
недостаточности развития у них вербального и понятийного аппарата и бедности представлений. Успешен этот способ в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью, а так же с агрессивными и конфликтными детьми.
Второй вариант использования песочной терапии в профилактических целях предполагает использование песочницы как среды для создания сказок. Но сказки, предлагаемые ребенку для разыгрывания не общеизвестные, а специальные. Они подбираются в соответствии с целями профилактической работы. Причем сначала сказка рассказывается ребенку, а спустя время ребенку предлагается воспроизвести ее в песке.
В МДОУ № 18 есть опыт использования коммуникативных сказок в процессе профилактической работы посредством песочной терапии.
Целью нашей работы было : профилактика конфликтности, развитие навыков общения у детей с задержкой психического развития.
Подготовку и проведение сказочных игр мы условно разделили на 6 этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого. В отличие от первого варианта, где активная и ведущая роль принадлежит ребенку, в этом варианте ведущая роль принадлежит педагогу или психологу, который помогает ребенку пройти весь путь – от предвкушения сказки, до ее счастливого завершения.
Этап 1. Введение в игровую среду.
Взрослый напоминает детям правила поведения в песочнице. Этот этап может отсутствовать, если ребенок знает и соблюдает правила.
Этап 2. Знакомство со сказкой и ее героями.
Взрослый рассказывает начало сказки, ребенок в это время строит игровое пространство, заселяя его сказочными героями.
Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.
Детям предлагается продолжение истории, в которой происходит нечто, разрушающее отношения между героями.
Этап 4. Выбор помощи.
Взрослый обращается к ребенку за помощью.
Этап 5. Решение проблемы.
Дети отыгрывают ситуацию разрешения возникшей проблемы и восстанавливают утраченное в сказке равновесие в соответствии со своими желаниями знаниями и навыками.
Этап 6. Выведение из игровой среды.
Поощрение участников игры.
Этот вариант использования песочной терапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют. Но в работе с дошкольниками оптимальное число участников группы 3-4 человека, включая взрослого.
В заключение хочется отметить, что в процессе песочной терапии решаются не только конкретно поставленные задачи. Она способствует:
- развитию творческого потенциала ребенка;
- активизирует пространственное и образно-логическое мышление;
- тренирует мелкую моторику;
- помогает выстроить более гармоничный образ мира.
- снимает психологическое напряжение
Таким образом, использование песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.