Папки-передвижки

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста

Юлия Федотова
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является наиболее естественной и органичной. Вышедший на прогулку дошкольник, в первую очередь проявляет интерес к песочнице, особенно, если к ней прилагается набор игрушек. И это не случайно. По мнению Зинкевич- Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка.

Публикация «Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована Г. Юнгом так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики» Иными словами, ребенок, в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.

Именно поэтому одной из форм психопрофилактической работы в МДОУ № 18 г. Миасса стала песочная терапия.

Рассмотрим ее основные составляющие.

Для организации процесса песочной терапии необходима песочница размером 50см х 70см х 8см с чистым песком, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Желательно, чтобы песочница была деревянной, с голубыми бортами и дном. Фигурки должны представлять собой миниатюру всего, что встречается ребенку в окружающем мире, начиная от объектов и предметов повседневности и заканчивая фантастическими образами. Оптимальный размер фигурок 10-12 см.

Если работа с песочницей происходит для ребенка впервые, то необходимо познакомить его с коллекцией фигурок, с песочницей и с правилами игры. Если ребенок находится в процессе работы, ему предлагается выбрать те фигурки, с которыми он хотел бы поиграть.

Далее дается инструкция. Она зависит от целей работы. Звучать она может примерно так: «Ты можешь создать в песочнице все, что пожелаешь», или «В одной сказочной песочной стране жили-были…»

Работающий с ребенком взрослый должен придерживаться безусловного, безоценочного отношение к ребенку и к его творчеству в песочнице; а так же «следовать» за ребенком, за его сюжетом, стараясь понять его чувства и состояние.

Рассматривая песочную терапию как форму психопрофилактической работы, мы предлагаем два варианта ее использования именно в этом контексте.

Первый вариант, используемый нами в работе - классический. Ребенок, руководствуясь вышеназванной инструкцией, произвольно выбирает фигурки и выстраивает на песочном листе ту историю, которую данные фигурки ему «навеяли». Наш опыт показывает, что дети с задержкой психического развития создают очень однообразные картины, используя в игре всего 3-4 фигурки. Законченного сюжета их игра, как правило, не имеет. Однако, они очень долго манипулируют выбранными игрушками, закапывая их песок, перемещая их с места на место и создавая различные рельефы на песке.

Такой способ психопрофилактики особенно подходит для детей с ЗПР из-за

недостаточности развития у них вербального и понятийного аппарата и бедности представлений. Успешен этот способ в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью, а так же с агрессивными и конфликтными детьми.

Второй вариант использования песочной терапии в профилактических целях предполагает использование песочницы как среды для создания сказок. Но сказки, предлагаемые ребенку для разыгрывания не общеизвестные, а специальные. Они подбираются в соответствии с целями профилактической работы. Причем сначала сказка рассказывается ребенку, а спустя время ребенку предлагается воспроизвести ее в песке.

В МДОУ № 18 есть опыт использования коммуникативных сказок в процессе профилактической работы посредством песочной терапии.

Целью нашей работы было : профилактика конфликтности, развитие навыков общения у детей с задержкой психического развития.

Подготовку и проведение сказочных игр мы условно разделили на 6 этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого. В отличие от первого варианта, где активная и ведущая роль принадлежит ребенку, в этом варианте ведущая роль принадлежит педагогу или психологу, который помогает ребенку пройти весь путь – от предвкушения сказки, до ее счастливого завершения.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Взрослый напоминает детям правила поведения в песочнице. Этот этап может отсутствовать, если ребенок знает и соблюдает правила.

Этап 2. Знакомство со сказкой и ее героями.

Взрослый рассказывает начало сказки, ребенок в это время строит игровое пространство, заселяя его сказочными героями.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Детям предлагается продолжение истории, в которой происходит нечто, разрушающее отношения между героями.

Этап 4. Выбор помощи.

Взрослый обращается к ребенку за помощью.

Этап 5. Решение проблемы.

Дети отыгрывают ситуацию разрешения возникшей проблемы и восстанавливают утраченное в сказке равновесие в соответствии со своими желаниями знаниями и навыками.

Этап 6. Выведение из игровой среды.

Поощрение участников игры.

Этот вариант использования песочной терапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют. Но в работе с дошкольниками оптимальное число участников группы 3-4 человека, включая взрослого.

В заключение хочется отметить, что в процессе песочной терапии решаются не только конкретно поставленные задачи. Она способствует:

- развитию творческого потенциала ребенка;

- активизирует пространственное и образно-логическое мышление;

- тренирует мелкую моторику;

- помогает выстроить более гармоничный образ мира.

- снимает психологическое напряжение

Таким образом, использование песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.

Публикации по теме:

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» .

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» («Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста в практической работе учителя- логопеда в дошкольных.

АРТ — Терапия с Детьми дошкольного возраста. Я, Шевченко Мария Николаевна работаю воспитателем в ГКУЗ АО СДР «Капелька», в группе 10 у нас человек детей. Все дети разные, со своих характером,.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию.

Песочная терапияПесочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Песочная терапия. Экскурсия в художественную школуПесочная терапия. Экскурсия в художественную школу В рамках проекта "Хромотерапия" осваиваем различные нетрадиционные техники рисования. Рисование песком - один из популярнейших способов.

Игра как основная форма работы с детьми раннего возраста Игра как основная форма работы с детьми раннего возрастаСегодня в качестве детских видов деятельности определяют:игру, труд, общение,.

Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2015 в 08:56
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федотова (УИ 261266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД