Галина Кочура
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с развитие речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Анализ нашей литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра. Но и воспитывали художественный вкус. Развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.
Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, звуки, обогащая свой внутренний мир.
Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада. Одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов театра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на сферы ребенка, повышает речевую активность. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
-с театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик, персонажей. Собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
- театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
- театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Существуют разнообразные виды детского театра.
Самый распространенный – это «театр игрушек»
Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то «театр пяти пальчиков», или театр петрушек, создает обстановку по настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до премьеры охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши разговаривают с куклами, дают им советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные детки не остаются равнодушными.
Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков – дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и эта кукла может поговорить с детками, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка.
Преимущество кукольных театров в том, что как правило. Все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научится думать, оценивать поступки героев, усвоить эстетические нормы, развивать память и речь.
Одевая куклу на руку, ребенок сливается с ней, с персонажем, в которого будет играть. С её помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. Малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию, так дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.
Кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль, а значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, открытым или замкнутым и т. д. … и на конец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.
Начинать знакомить деток с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родитель или воспитатель сам выступает в роли актера. Ребенок становится зрителем, а сказочный герой во время спектакля вовлечет малыша в примитивные совместные действия.
В 3 года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3-4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы заменители.
Таким образом, можно сделать вывод, что все вышесказанное дает основания утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольников.