Ольга Кондратова
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание ребенка.
«Маленький человек
должен любить всё живое,
ведь только доброта
открывает ребёнку и детскому коллективу
радость взаимопонимания»
В. А. Сухомлинский.
Тенденцией развития содержания экологического образования ребенка является максимальный учёт его возрастных особенностей, создание обязательного минимального ядра содержания, опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Необходимо у ребенка формировать понятие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребёнок по-своему познаёт окружающий мир, то есть по-своему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией. Исследования в области когнитивной психологии и педагогики выявили существование индивидуально-своеобразных способов познания. Изучение этих явлений имеет огромное значение для теории и практики обучения.
Процесс формирования у ребенка экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Критерием оценки такого отношения является осознанно правильное поведение ребенка в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.
Кроме того, ребенок должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать выводы о правилах поведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности.
Для того, чтобы усвоение материала было более успешным, рекомендуется создавать различные схемы, таблицы, отбирать и демонстрировать детям отрывки видео о растениях и животных, слайд фильмы и презентации, наглядно демонстрирующие особенности каждого из них.
Настоящее время - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание ребенка". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи.
Работа в области экологии создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе.
Велика роль родителей в приобщении ребенка к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ребенок может обратиться к наблюдению, исследованию связей человека с природой с фиксацией в рисунках, схемах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Первично-ознакомительное обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко его компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ и т. п. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова обучающего (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.
Системный подход по экологическому образованию детей позволяет:
установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;
создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
расширить экологические представления детей, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
углубить теоретические знания в области экологии;
формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям ребенка первичные знания экологии как науки.