Светлана Ивлева
Консультация для педагогов: «Тропа здоровья на участке детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового поколения - одна из приоритетных задач государства и общества, родителей, педагогов, медицинских работников. В последние годы отмечается ухудшение здоровья детей. С учетом этого особую актуальность приобретают новые формы работы с детьми по формированию у них основ здорового образа жизни, культуры здоровья, создание соответствующих условий, а также активное привлечение внимания к этой проблеме родителей.
Публикация «Консультация для педагогов: „Тропа здоровья на участке детского сада“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Тропа здоровья
- Темочки
В ДОУ должна быть создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. Так, в соответствии с санитарными нормами и правилами в помещениях детского сада должны быть оборудованы: спортивный зал, уголки здоровья, физкультурные уголки в группах, физиокабинет, комнаты для массажа, спортивная площадка на территории и летние плескательницы на участках ДОУ.
В период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса (педагоги, медицинский персонал, родители и дети, особое внимание должно уделяться здоровьесбережению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Так, для укрепления здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с использованием естественных природных факторов должна быть организована тропа здоровья.
Основные цели создания тропы здоровья :
• Приобщение детей к здоровому образу жизни;
• Улучшение их эмоционально - психического состояния;
• Повышение сопротивляемости детского организма инфекционным заболеваниям;
• Профилактика плоскостопия у детей; Улучшение координации движения (что особенно важно для детей с ДЦП);
• Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
Организация «Тропы здоровья» должна осуществляться поэтапно.
Первый этап - создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта «Тропы здоровья». В состав группы должны входить: заведующий МДОУ, воспитатель (руководитель группы, инструктор по физкультуре, педагог- психолог, педагог изодеятельности, музыкальный руководитель. Специалисты должны изучать соответствующую методическую литературу, статьи в периодических изданиях, передовой опыт других дошкольных учреждений. В ходе совещаний члены творческой группы должны обсудить режим функционирования тропы здоровья. Методики оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, вопросы охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте, ландшафтный дизайн.
Второй этап должен предусматривать поиск и приобретение материалов для тропы здоровья и непосредственно ее строительства, в котором должна принимать участие творческая группа и родители воспитанников.
Созданная тропа здоровья должна быть (длинной 7 м, шириной 70 см) делиться на участки по 1 м, которые должны иметь разное покрытие: травяное, игольчатое, бетонно-плиточное, из стмассовых пробок, песчаное, из деревянных пеньков, среднего и крупного булыжников, тонких бревнышек и воды.
Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как инструктором по физической культуре, так и воспитателями.
Третьим этапом должно стать включение данного объекта в воспитательно - образовательную работу с детьми всех возрастных групп и направлений.
• Группы «Особый ребенок» для детей с тяжелыми нарушениями в развитии;
• Группы комбинированной направленности (воспитанники с ДЦП);
• Общеразвивающей группы.
Достаточная длина тропы здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по бревну и газону. Во время прогулки по тропе босиком воспитанники выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения:
• Упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсиде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движение ног);
• Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по бревну, ребристой поверхности, с мячом на голове; ходьба и бег по средним и мелким булыжникам;
• Подвижные игры: «Пятнашки», «Кошка прячется», «Мы идем в поход», «Зоопарк».
Тропа здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Поскольку в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, данный объект задействуется максимально в течение дня.
Для работы с детьми на тропе здоровья должен быть разработан специальный питьевой режим. Воспитанникам предлагаются кефир, сок, напиток из шиповника (в 10.00.)
Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. Вместе с педагогами они могут проводить вечерние часы на тропе здоровья, выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
• Посидеть на скамейке 2 -3 мин с закрытыми глазами;
• Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
• Сделать несколько дыхательных упражнений;
• Походить босиком по песку, траве;
• Полюбоваться красотой цветущих растений.
На информационном стенде, оформленном в зоне отдыха, педагоги размещают для родителей материалы на темы: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны вашему ребенку?», «Мама и папа, поиграйте со мной» и т. д.
Организация здоровьесберегающего режима на тропе здоровья, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала дошкольного учреждения. Старшие медицинские сестры систематически должны контролировать, как обеспечиваются физическое воспитание и закаливание детей на тропе здоровья в летний период, ежедневно проверять санитарное состояние объектов, делая соответствующую запись в Журнале санитарного состояния тропы здоровья. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса способствуют повышению результативности оздоровительной деятельности с использованием возможностей тропы здоровья.
Итогом совместной работы творческой группы, медицинского персонала и родителей воспитанников в ДОУ должна быть эффективная система физкультурно - оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которое будет реализоваться по следующим направлениям:
• Эколого - гигиеническое и закаливающее;
• Эмоционально - психологическое;
• Физкультурное;
• Музыкально-эстетическое;
• Лечебно-профилактическое.
Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья будут способствовать снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки у детей с нарушением опорно -двигательного аппарата, улучшению эмоционально - психического состояния дошкольников.