людмила Сурмина
Консультация для педагогов «Комплексный подход к формированию у детей нравственно-культурных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению в современном мире существует опасность утраты нравственных ориентиров у детей: забываются обычаи и традиции.
Для того чтобы воспитать в детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям необходимо обратится к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора
отражает жизнь народа, его опыт. Танец, песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, совести, доброте, справедливости. Это все отражалось в огромном количестве пословиц, поговорок, сказок,
Публикация «Консультация для педагогов „Комплексный подход к формированию у детей нравственно-культурных ценностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
которые служили нашим предкам идеалом в жизни и труде.
Нравственное воспитание - воспитание, основанное на регулировании систем отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности, к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.
Педагогам на практике необходимо приобщать детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям, воспитывать
национальное достоинство детей.
Средствами формирования у детей нравственно-культурных ценностей являютя:
- сказки.
Сказки являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность ребенка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям многогранный образ своих героев, оставляя место воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
-Пословицы.
Пословицы отражают представления о моральных качествах человека. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Они учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Рассказывая, пословицы и поговорки детям педагог помогает понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.
Народные песни.
Народная музыкальная культура вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Взаимодействие с семьями дошкольников
Необходимо организовывать проекты совместно с семьями воспитанников: «Генеалогическое древо моей семьи», «Ты взрослый, я – ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи».
Составление семейных историй: информация о родных и близких ««Как меня называют дома» – ромашка имен и т. д. Музей семьи – специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты, несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Мини-экспозиции: альбом «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст – в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее выставляются семейные коллекции: «Марки России»,, «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Коллекционирование способствует расширению кругозора детей по вопросам, связанным с семьей; обеспечивает развитие у ребенка познавательных интересов к миру семьи.
«Фото-коллажи», «Фото-репортажи» на темы: «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек, «Активный отдых с внуками», «Папа, мама, брат (сестра) и я – здоровая семья!» и т. д. ; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»: «Хобби моей семьи», «Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья – моя!», «Профессии моих родителей» и др.