Липкина Людмила
Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи.
Оборудование: на листе бумаги ребус «7-Я», плакат «Советы дружной семьи», магнитофон, аудио запись «Армянский дудук».
Ход.
1. Организационный момент.
На стене ребус «7 – Я».
2. Вводная часть.
Публикация «Беседа-диалог „Семь-Я“ по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Воспитатель. Ребята, тему нашей беседы подскажет вам этот ребус. Давайте его разгадаем. Как можно назвать его, одним словом?
- Правильно - семья. Подумайте, что обозначает слово семья?
- Правильно, семья- это мама, папа, братья, сестры и я, которые вместе живут.
- Сегодня мы поговорим с вами о взаимоотношениях в семье.
3. Основная часть.
Воспитатель. Расскажу я вам сказку мудрую, старую, но и современную. Сказка называется «Кукушка». Вы внимательно послушайте, да хорошенько подумайте.
Чтение ненецкой сказки «Кукушка» под музыку «Армянский дудук»
(Приложение 1)
Воспитатель. Вам понравилась сказка? Что понравилось в сказке?
- Как поступили дети по отношению к матери?
- Кого вам жалко в сказке? Почему?
- Какими словами можно охарактеризовать этих детей?
- Подумайте. Как должны были поступить дети по отношению к своей маме?
- А как бы вы поступили в этой ситуации?
- Чему учит эта сказка?
- Вы правильно говорите. Дети должны слушаться, помогать. Когда мама заболела должны ухаживать за ней, заботиться, взять все домашние обязанности на себя. Тогда бы мама не заболела. Любить маму- значит беречь ее. Вот чему учит нас эта сказка.
- Я предлагаю вам рассмотреть семейные ситуации.
Зачитывается проблемная ситуация «Миша пришел домой» (Приложение 2)
Воспитатель. Почему бабушка тяжело вздохнула?
- Какие неприятности доставил Миша бабушке.
- Как надо было поступить?
- Подумайте и скажите, а как бы поступили вы в похожей ситуации?
- Молодцы! Старайтесь заботиться о близких, помогать им, слушаться их. Это доставит им радость, удовольствие.
- Давайте рассмотрим еще семейную ситуацию.
Зачитывается проблемная ситуация «Две сестренки» (Приложение 2)
Воспитатель. Почему Люба заплакала?
-Как поступила Галя с младшей сестренкой?
- Подумайте. Как должны поступать старшие сестры и братья по отношению к младшим?
- Ребята, скажите, как вести себя если провинился?
- Молодцы! Мы рассмотрели несколько семейных ситуаций, вы правильно их разрешили и знаете, как себя вести. Старайтесь так поступать всегда.
- Если вы хотите, чтобы у вас была дружная, крепкая семья, то должны соблюдать правила. Я хочу вас с ними ознакомить.
На стене висит плакат «Советы дружной семьи» (Приложение 2)
Воспитатель. Давайте с ними ознакомимся.
-Постарайтесь запомнить эти правила и применяйте их в своей жизни.
4. Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- Я хочу закончить нашу беседу народной мудростью «В хорошей семье- хорошие дети растут». Будьте всегда заботливыми, добрыми, чуткими по отношению к своим родным, близким людям.
- Наша беседа окончена, большое спасибо за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Кукушка» ненецкая сказка
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Проблемная ситуация «Миша пришел домой»
Миша пришел домой. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть. Мы с ребятами собираемся играть в хоккей». Но бабушки дома не было. Миша открыл холодильник, взял колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Бабушка вернулась из магазина и увидела, что в кухне на столе лежала колбаса, стоял стакан из под молока, пол был грязный. «Это внучек из школы вернулся» - тяжело вздохнула бабушка.
2. Проблемная ситуация «Две сестренки»
В одной семье жили две сестренки. Старшую звали Галя, младшую Люба. У Гали недавно прошел день рожденье. Ей подарили большую красивую куклу. Галя очень любила с ней играть. Однажды ее младшая сестра Люба попросила куклу поиграть. Галя ей сказала: «Вот еще, сломаешь». Люба заплакала и убежала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Советы дружной семьи»
- Обращай внимание на настроение и чувства своих близких и умей выражать свои чувства.
- Уважай своих родителей, прислушивайся к их советам.
- Старайся не только получать тепло и заботу, но и сам дари им свое хорошее настроение и поведение.
- Если ты будешь помогать родителям в их хозяйственных хлопотах, то у них освободится время, чтобы поиграть и позаниматься с тобой.
- Не забывай о волшебных словах «пожалуйста», «спасибо» и др.
- Говори родителям, что ты их любишь, они будут счастливы.