Кустова Наталья
Консультация для педагогов «Как сформулировать методическую тему самообразования»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 Стандарта. Это требование Стандарта указывает на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровнями квалификации и профессионального мастерства.
Где мы с вами можем повысить свое мастерство?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На курсах повышения квалификации. В наше время курсы повышения квалификации чаще выполняют ориентировочную, информационную функцию. А реализовывать на практике теоретические выкладки и положения, новые требования к организации образовательного процесса, осваивать современные технологии, применять новые методы и приемы педагогу предстоит самостоятельно.
Самообразование - один из самых эффективных видов образования. Почему эффективный? Педагог знает, в какой области ему нужно укрепить свои знания, сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений.
Знания полученные в результате самообразования, самые сохраняемые, так как они построены по индивидуальному проекту. Именно в процессе самообразования педагог приобретает компетенции, которые необходимы ему в практической и профессиональной деятельности.
Индивидуальный план профессионального развития (темы самообразования) может быть построен на основе разных моделей, главное, чтобы план или программа давали ответы на следующие вопросы:
Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы?
Какие профессиональные задачи необходимо решить?
Какие действия будут предприняты?
Какие результаты ожидаются?
Некоторые воспитатели сталкиваются с проблемой при разработке индивидуального плана самообразования и формулировки темы самообразования. Этап формулировки темы самообразования очень важен, т. к. формулировка темы – это определение направления деятельности.
Какие же основные ошибки допускают педагоги при формулировании методической темы :
Неактуальность рассматриваемых проблем;
Бессодержательность формулировок;
Некорректное использование педагогических и психологических терминов, употребление устаревшей терминологии и т. д.
Чтобы этого не произошло, предлагаю использовать несложный алгоритм, который поможет правильно сформулировать методическую тему самообразования. В чем заключается алгоритм?
Главное требование к методической теме – она должна иметь цель (Ц) педагогической деятельности и средства (С, при помощи которых данная цель будет достигнута.
Например в методической теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» отражена цель Какая? - развитие познавательной активности детей и средство, при помощи которого эта цель достигается – организация экспериментирования. Кроме того, в формулировке конкретизируется, в рамках какой возрастной категории воспитатель планирует провести работу.
Итак, формулировка методической темы (МТ) может быть построена двумя способами:
Ц+С или С+Ц
В первом случае логические части методической темы соединяются при помощи связок «через», «в», «на основе», «в процессе».
Во втором случае это будут связки «как средство», «как инструмент» и т. д.
Однако педагогу необходимо знать, где взять правильные (корректные и современные) формулировки целей и что служит средствами их достижений. И мы с вами опять обращаемся к ФГОС ДО. Как, Вы, думаете в какую часть стандарта? К целевым ориентирам. И тот факт, что целевые ориентиры сформулированы объемно, не препятствие. Нужную формулировку всегда можно «извлечь» и конкретизировать.
Цель определили, как определить средства достижения целей? Как вы думаете, где нам их можно взять?
Образовательный процесс в ДОО – это организация различных видов детской деятельности. Для достижения поставленных целей ФГОС ДО предлагает широкий перечень видов детской деятельности. Среди них есть как традиционные – игровая деятельность, так и относительно новые – проектная деятельность.
Таким образом, средством достижения поставленной цели в дошкольном образовании можно считать организацию определенных в ФГОС ДО специфических для дошкольника видов детской деятельности, а так же педагогические технологии, отдельные методы и приемы.
Актуальность методической темы должна быть обусловлена образовательными потребностями конкретной группы. Это значит на основании результатов педагогической диагностики, определять проблемы и задачи, формулировать целевую часть методической темы. Обобщим основные тезисы и сформулируем шпаргалку.
ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ОРИЕНТИРУЕТ ПЕДАГОГА В ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ (помогает выбрать из разнообразия направлений педагогической деятельности какое – то одно);
Методическая тема должна быть актуальной;
МТ должна отражать цель педагогической деятельности воспитателя и средства, при помощи которых данная цель будет достигнута;
Целевая часть МТ формулируется на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и целей ОП ДОО.
Средствами достижения целей являются определенные ФГОС ДО виды детской деятельности, педагогические технологии, отдельные методы и приемы педагогической техники.
В наше время самообразование для Вас должно стать потребностью.