Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как помочь ребенку преодолеть трудности?»

Ирина Асматбекова
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку преодолеть трудности?»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Как помочь ребенку преодолеть трудности

Подготовила и провела воспитатель Асматбекова И. Н.

Дата проведения: 8 февраля 2023г.

Родители часто замечают, что дети совсем перестали утруждать себя? Не решается задача – подождем маму, слетела цепь с велосипеда – придет папа и сделает. Зачем напрягаться, если у родителей все быстрее и лучше получается? «Не смог, не получилось, не понял, не разобрался» – вот оправдание. Самое печальное не то, что ребенок не справился, а то, что он даже не попытался. Утруждать себя – значит преодолевать трудности, а наши дети пасуют перед ними, ограничиваясь лишь одной попыткой – при неудаче они не предпринимают новых.

Публикация «Консультация для педагогов „Как помочь ребенку преодолеть трудности?“» размещена в разделах

Почему дети не прилагают усилий

Мы живем в эпоху быстрых результатов и случайных побед. Успех часто кажется результатом везения, а не длительного труда. Одних героев сменяют другие, неинтересные фильмы выключаются, книги убираются в сторону, дела откладываются на неопределенный срок. «Ну не хочет, тяжело ему, неинтересно, мы и не заставляем» – часто можно услышать от родителей.

Приведу пример из своей практики. Каждое утро в детском саду наблюдается одна и та же картина: дети сидят на скамейке, а родители активно переодевают их. Девочки и мальчики поднимают ноги и руки, протягивают их в рукава и штанины, засовывают ножки в сандалии. Они сонные, не проснулись, а родители спешат на работу.

Вечером картина та же. Теперь взрослые торопятся домой, и у них нет времени ждать, пока дитятко будет медленно натягивать одежду.

А вот днем все в корне меняется. На прогулку дети собираются сами. Воспитателю остается только проверить, помочь, проконтролировать. При возвращении с прогулки ребята сами переодеваются, аккуратно вешают и складывают вещи в шкафчик.

Почему:

- потому что некому одеть ребенка;

- потому что другие дети тоже одеваются самостоятельно;

- потому что нужно спешить на прогулку – там много интересного;

- потому что брошенные вещи все равно придется поднимать и аккуратно складывать – воспитатель увидит и заставит это сделать.

Вывод очевиден: дети не прилагают усилий, если знают, что за них это могут сделать. И, напротив, делают, стараются, если рассчитывают только на себя.

Сколько раз за день мы говорим детям:

- без меня уроки не делай (пиши пока на черновике);

- убирай только в своей комнате и не лезь в шкаф.

Мы почему-то уверены, что ребенок все сделает не так : плохо помоет посуду или побьет ее, что-то сломает или испортит, неправильно выполнит задание. Мы внушаем чаду, что данное задание ему не под силу – не справится он с ним.

А еще наши дети точно знают, что любой вопрос можно решить без усилий и особых затрат. Решение задачи можно найти в решебнике или Интернете; для сочинения есть клише, а для рисунка – шаблон; плакат или картинку можно распечатать или срисовать, а длинный роман можно прочесть в сокращении.

Получается, что с дошкольного возраста за ребенка делают, думают, решают. Его учебу уже облегчили дополнительной литературой и Интернетом. А еще есть умная продленка, репетитор (уже в начальных классах, где можно сходу сказать, что не понял, не смог.

В общем, жизнь вокруг детей построена так, чтобы максимально облегчить ее.

Как научить ребенка преодолевать трудности

Трудности будут всю жизнь, и учиться преодолевать их нужно как можно раньше. Конечно, уровень трудностей у каждого возраста свой, но желание и способность их преодолеть закладываются в детстве.

Шаг 1. Показывать пример.

С самого рождения ребенок бессознательно считывает и усваивает массу информации, впоследствии копируя модель поведения взрослых, их интонации и настроение. Узнаете в поведении детей свои реакции на проблемы: слезы, истерики или сосредоточенность, собранность?

Рассказывайте о своих проблемах и способах их решения: о неудачах, ссорах с другом, робости и застенчивости. Поделитесь своим опытом, даже если он не был успешным.

Шаг 2. Формировать адекватное восприятие трудностей.

Не стоит относиться к трудностям как к досадному недоразумению. Рассказывайте ребенку о том, что отсутствие в жизни проблем, трудностей и преград делает ее скучной и бессмысленной. Смысл трудностей – развивать человека. Только так он живет, а не проживает свою жизнь.

Дети очень любят интересные истории со счастливым концом. Рассказывайте им о людях, чьи настойчивость и трудолюбие привели к успеху. Поучительные истории закладывают фундамент будущего мировоззрения.

Шаг 3. Создавать позитивный настрой.

Для преодоления трудностей важен правильный настрой. Пусть это будут правила, фразы, крылатые выражения, пословицы и поговорки, которые в трудную минуту помогут приободриться. Выберете те, которые будут понятны ребенку, и произносите их в нужный момент, чтобы он их запомнил. Например, «Если упал – поднимайся», «У тебя все обязательно получится – по-другому не бывает», «Трудности закаляют», «Русские не сдаются», «Слезами горю не поможешь». Слезы и истерики отнимают время, но не ремонтируют сломанную игрушку, не ищут потерянную вещь, не заживляют ранку. Чтобы исправить положение, нужно действовать.

Шаг4. Хвалить.

За попытки самостоятельно решить проблему, будь то исписанная вариантами решения задачи тетрадь, попытка завязать шнурки или помыть полы, нужно хвалить. Только потом можно разобраться в причинах неудачи и определить дальнейшие действия.

Имейте в виду, что эффективность преодоления жизненных препятствий зависит от отношения к ним, а не от самого процесса! В трудный момент ребенку – и подростку – необходима родительская поддержка – следует показать, что все в порядке.

Публикации по теме:

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку» Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа» Вы можете использовать - счетные палочки; - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты); - самодельные учебные пособия - числовые.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку преодолеть трудности?»
Опубликовано: 5 марта 2024 в 12:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Как помочь ребенку преодолеть трудности?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Асматбекова (УИ 1365447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД