Елена Шигаева
Консультация для педагогов «Как оборудовать центр физического развития в групповом помещении согласно требованиям ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Центр физического развития в групповом помещении необходимо формировать с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) к предметно-пространственной среде ДОУ.
Исходя из этого, при комплектации физкультурного уголка в группах должны учитываться следующие положения:
- содержательная насыщенность центра, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
Публикация «Консультация для педагогов „Как оборудовать центр физического развития в групповом помещении согласно требованиям ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель центра физического развития: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
Задачи центра физического развития:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задача воспитателя:
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений).
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к центру физического развития согласно ФГОС:
1. Безопасность размещения: центр физического развития не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки.
2. Доступность предметно-пространственной среды для каждого ребенка: разного пола, роста, особенностей здоровья.
3. Гигиеничность окружающей ребенка предметно-пространственной среды. Все спортивное оборудование, находящееся в физкультурном центре, должно быть из легко моющихся материалов и регулярно осуществляться
4. Центр физического развития должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
5. Центр физического развития должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
6. Центр физического развития должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
7. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
8. Приветствуется наличие символики физкультуры и спорта.
Примерный перечень спортивного оборудования, инвентаря и дидактических материалов при оснащении центра физического развития в групповом помещении:
1. Картотеки.
Ранняя группа:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательных упражнений и игр;
- картотека игр для профилактики плоскостопия;
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик.
2 младшая группа
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательных упражнений и игр;
- картотека игр для профилактики плоскостопия;
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок.
Средняя группа:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательных упражнений и игр;
- картотека игр для профилактики плоскостопия;
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок;
- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта.
Старшая и подготовительная группа:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательных упражнений и игр;
- картотека игр для профилактики плоскостопия;
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок;
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);
- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения.
2. Инвентарь для музыкально-ритмического сопровождения при проведении утренней гимнастики, физкультминуток и отработки строевых упражнений.
Для всех групп:
- музыкальный центр;
- бубен;
- аудиозаписи с веселыми детскими песнями и музыкой для релаксации;
- аудио с записями «танцев-игр».
3. Инвентарь для релаксации.
Для всех групп:
- «сухой дождь»;
- «дыхательные тренажеры» (на обручах, зонтиках);
- детский игровой домик.
4. Дидактические игры.
2 младшая, средняя группы:
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками.
Старшая группа:
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Подготовительная группа:
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
5. Инвентарь для профилактики плоскостопия и развития моторики рук.
Ранняя и 2 младшая группа:
- мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
- диск «Здоровье» спортивный, массажный;
- валик мягкий 30/30;
- флажки;
- ленточки с кольцами;
- султанчики, помпоны;
- игра «моталочка»;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- «тихий тренажер» (стопки-ладошки)
- гантели, вес 150 гр. ;
- мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Средняя группа:
- мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
- ленточки с кольцами;
- флажки;
- султанчики, помпоны;
- игра «моталочка»;
- эспандер кистевой детский на 5 кг. ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- «тихий тренажер» (стопки-ладошки)
- гантели, вес 300 гр. ;
- мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Старшая группа:
- мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
- ленточки с кольцами;
- флажки;
- султанчики, помпоны;
- игра «моталочка»;
- игра «бильбоке»;
- эспандер кистевой детский на 5 и 10 кг. ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- «тихий тренажер» (стопки-ладошки);
- гантели, вес 500 гр. ;
- мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Подготовительная группа:
- мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
- ленточки с кольцами;
- султанчики, помпоны;
- игра «моталочка»;
- игра «бильбоке»;
- эспандер кистевой детский на 5, 10, 15 кг. ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- «тихий тренажер» (стопки-ладошки);
- гантели, вес 1 кг. ;
- мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
6. Инвентарь для игр и упражнений с прыжками, для подлезания-перелезания.
Ранняя и 2 младшая группы:
Скакалки, обручи малые (54-65 см. в диаметре, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, мягкие модули (кубы, тоннель.
Средняя группа:
Скакалки, обручи малые, обручи средние, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, мягкие модули (кубы, тоннель.
Старшая и подготовительная группы:
Скакалки, обручи средние, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, бруски деревянные, мягкие гимнастические палки, мешки для прыжков, игра «резиночки».
7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием.
Ранняя и 2 младшая группы:
Мячи надувные и набивные разного размера, игра «кольцеброс», корзина для заброса мячей, мячи «попрыгунчики» на резинке.
Средняя группа:
Мячи резиновые малые (10-15 см. в диаметре, мячи резиновые средние (20-25 см. в диаметре, корзина для заброса мячей, игра «мяч на присоске» с 2 ладошками, игра «тарелка-липучка с мячом, игра «кольцеброс», игра «боулинг».
Старшая и подготовительная группы:
Мячи резиновые разных размеров, корзина для заброса мячей, игра «бадминтон», игра «мяч на присоске» с 2 ладошками, игра «тарелка-липучка с мячом, игра «кольцеброс», игра «боулинг», игра «дартс» с мишенью и дротиками на липучках, игра «серсо».
8. Оборудование, инвентарь и игры для занятий на улице.
Ранняя и 2 младшая группы:
- мячи резиновые разных размеров;
- воротца, дуги;
- горизонтальная мишень;
- обручи малые и средние;
- кегли резиновые;
- игра «кольцеброс»;
- кубики пластмассовые большие.
Средняя группа:
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
- воротца, дуги;
- горизонтальная мишень;
- скакалки;
- обручи;
- хоккейные клюшки;
- игра «серсо»;
- игра «кольцеброс»;
- летающие тарелки;
- игра «боулинг»;
- игры на асфальте – «твистер», «классики», «солнышко с косичками».
Старшая и подготовительная группы:
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
- воротца, дуги;
- мяч баскетбольный;
- кольцо и щит баскетбольный;
- мяч волейбольный;
- игра «бадминтон»;
- скакалки;
- обручи;
- летающие тарелки;
- лыжи;
- санки;
- хоккейные клюшки и шайбы;
- игра «серсо»;
- игра «кольцеброс»;
- игра «резиночки»;
- канат или гимнастический шнур;
- игры на асфальте – «твистер», «классики», «гусеница», «цветик-семицветик», «бабочка с геометрическими фигурами».
Важно понимать, чем эффективнее будет организована предметно-пространственная среда в детском саду, тем будет больше возможностей для стимулирования самостоятельной физической активности у детей.