Татьяна Бурлакова
Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
С установлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Необходимо учитывать следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное;
— познавательное;
— речевое;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основной целью ДОУ является организованность процесса становления личности ребенка, через раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Все это обеспечивается за счет решения следующих задач:
— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
— предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
— ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
— активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
— ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
— принцип открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности-динамичности развивающей среды;
— полифункциональности;
— принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»
В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
— каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
— обучение организовано на основе ведущей деятельности;
— продуманы, структурированы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.
В дошкольной педагогике под термином согласно ФГОС «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Следовательно, согласно ФГОС нам необходимо обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням:
— оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;
— иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.
Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития дошкольника.
Не будем забывать и о требованиях ФГОС в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:
— включать элементы новизны;
— являться многофункциональной;
— содержать умеренный элемент риска.
У дошкольников в группе появляется потребность «выскользнуть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой — служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.
Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации.
Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.
Помимо этого должны быть места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.
Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
— модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно — печатных игр;
— игровой материал для организации сюжетно — ролевых игр;
— игровые макеты для режиссерских игр и игр — макетирований;
— уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
— неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
— исследовательский, для организации игр — экспериментирований;
— сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;
— уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор «Лего» и т. д.).
Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.
Литература:
1. Новосёлова С. Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. — М. : ООФ «Социальное развитие России», 2004.
2. Новосёлова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992.
3. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? — Челябинск: Два комсомольца, 2014.