Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»

Татьяна Бурлакова
Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

С установлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо учитывать следующие образовательные области:

— социально-коммуникативное;

— познавательное;

— речевое;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС“» размещена в разделах

Основной целью ДОУ является организованность процесса становления личности ребенка, через раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Все это обеспечивается за счет решения следующих задач:

— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

— ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

— активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

— ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

— принцип открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности-динамичности развивающей среды;

— полифункциональности;

принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

— каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

— продуманы, структурированы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином согласно ФГОС «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Следовательно, согласно ФГОС нам необходимо обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням:

— оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

— иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития дошкольника.

Не будем забывать и о требованиях ФГОС в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

— включать элементы новизны;

— являться многофункциональной;

— содержать умеренный элемент риска.

У дошкольников в группе появляется потребность «выскользнуть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой — служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации.

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Помимо этого должны быть места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

— модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно — печатных игр;

— игровой материал для организации сюжетно — ролевых игр;

— игровые макеты для режиссерских игр и игр — макетирований;

— уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

— неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

— исследовательский, для организации игр — экспериментирований;

— сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;

— уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор «Лего» и т. д.).

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.

Литература:

1. Новосёлова С. Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. — М. : ООФ «Социальное развитие России», 2004.

2. Новосёлова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992.

3. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? — Челябинск: Два комсомольца, 2014.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС» 1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную,.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Консультация «Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Вопрос создания предметно – развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОСПредметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться своим опытом в организации предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ. Какие требования.

Презентация «Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС» Приглашаю на просмотр своей новой презентации по предметно-развивающей среды и методического оснащения любимой группы "Аленький цветочек".

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала в соответствии ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»
Опубликовано: 18 марта 2018 в 16:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бурлакова (УИ 1413873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД