Татьяна Веретнова
Консультация для педагогов «Центр занимательной математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Центр занимательной математики»
Подготовила: ВЕРЕТНОВА Т. П. воспитатель ВКК МБДОУ «Детский сад №8» г. Усолье – Сибирское Иркутской области
«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным.» Блез Паскаль
Публикация «Консультация для педагогов „Центр занимательной математики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Занимательного материала по математике очень много – это и игры, и задачи, и головоломки, и лабиринты, и сюжетно – дидактические игры, и шуточные задачи. Поэтому его можно разделить на 3 группы:
1 группа – развлечения
Математические загадки – это замысловатые вопросы или описание какого-то предмета, явления, которое ребенок должен отгадать. Так как загадки математические, в них обязательно будут присутствовать цифры, и надо будет производить вычислительные действия.
Например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы
проливает».
Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо проявить смекалку, находчивость, умение выделить главные свойства.
Например: Карандаши. Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный, желтый, синий.
Отвечай – в руке моей
Сколько всех карандашей? (4)
Котлеты. Папа, мама, братик, я –
Вот и вся моя семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас? (8)
«Что тяжелее: 1кг песка или 1кг ваты?»
«Если петух стоит на одной ноге, то он весит 2кг. Сколько будет весить петух, если будет стоять на двух ногах?»
«Сколько лап у двух медвежат?»
«Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей?
«Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?
Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить детей к интеллектуальной работе, с целью разминки.
Ребусы – способны заинтересовать ребенка, помогают лучше запоминать основы математики, тренируют логику, мышление, развивают нестандартное мышление. Ребенок может не только разгадывать ребусы, но и придумывать свои собственные.
Например: 40а – сорока; 100лб – столб; 7я – семья.
Головоломки, кроссворды – необходимо выбирать задачи с различным условием и способом решения, чтобы стимулировать поисковую активность малышей.
Например: «Составление предметов по картинкам».
Перед детьми образец. Дети должны, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. В последствии можно усложнить задания, попросив ребенка сложить, показанную картинку, не имея перед глазами пример, т. е. по памяти (машинка, звездочка, флажок и т. д.)
«Преобразование фигуры». (1-ый этап – воспитатель показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же; 2-ой этап – определить, какие и сколько палочек надо убрать, чтобы получилась другая фигура)
Математические фокусы; шашки; шахматы
2 группа – математические (логические) игры, задачи упражнения
Палочки Кюизенера – помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы; осваивать состав чисел; решать простые арифметические и логические задачи. С помощью палочек Кюизенера детей легко подвести к осознанию отношений «больше – меньше».
Математический планшет – позволяет эффективно решать задачи познавательно – речевого развития детей.
Блоки Дьенеша – учат детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Кубики Никитина «Сложи узор» - развивают у детей воображение, внимание, графические способности, учат анализировать, синтезировать, комбинировать.
Графические диктанты (рисование по клеточкам) – это увлекательное и полезное занятие для детей. Они развивают у ребенка воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость. У детей расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, они учатся ориентироваться в тетрадях, знакомятся с разными способами изображения предметов.
1 вариант – детям предлагается образец геометрического рисунка, надо повторить точно такой же в тетрадях в клетку.
2 вариант – диктуется последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз); дети выполняют работу на слух.
3 вариант – можно дополнить загадками, скороговорками, пальчиковой гимнастикой. Это способствует отработке правильной, четкой, грамотной речи. Дети учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют свой словарный запас.
Лабиринты – часто используются для индивидуальной работы. С помощью них дети учатся логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты. Таким образом, ребенок может самостоятельно прийти к верному решению.
3 группа – дидактические игры, упражнения
Дидактические игры и упражнения помогут детям активно познавать мир, исследуя все происходящее вокруг. Они расширят представление детей об окружающем мире, обучат ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Решая несложные развивающие игровые задания, дети будут радоваться своим результатам и достижениям.
Игры с наглядным материалом
На развитие внимания, восприятия
«Найди 7 отличий»; «Найди правильную тень»; «Найди цифру без пары»; «Чьи следы».
На закрепление навыков счета
«Сосчитай утят»; «Помоги мишке решить примеры»; «Реши примеры и раскрась рисунок в соответствующие цвета»; «Раскрась цветок»; «Арифметические цепочки».
Дидактические игры
«Составь геометрическую фигуру» (составить 2 равных треугольника из 5 палочек);
«Найди и назови» (закрепляет умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета); «Назови число»; «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку»; «Только одно свойство» (закрепляет знакомые свойства геометрических фигур, развивает умение быстро выбрать нужную фигуру).
«Чудесный мешочек» (закрепляет умение узнавать предмет по характерным признакам).
Сюжетно – дидактические игры
«На корабле»; «В зоопарке»; «Магазин»…
В процессе этих игр у детей формируется представление о расположении предметов в пространстве относительно друг друга; с помощью наглядного материала выполняются элементарные математические задачи.
Вначале игра может иметь сюжетно – дидактический характер. Ведущая роль отводится воспитателю, который следит за арифметическими действиями детей, направляет процесс в нужное русло.
Затем сюжетно – дидактическая игра переходит в сюжетно – ролевую игру, где роли уже исполняют сами дети. Затем дети самостоятельно придумывают новую игру, используя приобретенные навыки счета. Воспитатель лишь следит за ходом игровой деятельности.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Организация Центра занимательной математики решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Организуя Центр занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.
В течение года, по мере освоения игр, заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.
Художественное оформление Центра отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация Центра осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в Центре занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей, добившихся успехов в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ :
Для 1 младшей группы:
• Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
• Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т. п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т. п.);
• Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
• Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
• Настольно-печатные игры;
• «Чудесный мешочек»;
• Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
• Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема
Для детей 3— 4 лет:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
• сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
• группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы») : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
• составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
• реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др. ;
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 4— 5 лет:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
• сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
• группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда,
это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т. п.) : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
• составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
• составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др. ;
Дидактические игры:
• игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
• модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
• игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 5—7 лет
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать :
• Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
Дидактические игры:
• игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
• игры с цифрами, монетами;
• игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»)
• Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
• Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
• Календарь, модель календаря.
• Развивающие игры
• игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
игра-пособие «Стосчет» Н. А. Зайцева, часы-конструктор, весы;
• игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами
Природный и «бросовый» материал.
Каждый дошкольник – маленький исследователь с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволят игры в Центре Занимательной математике.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.