Осипова Наталия Алексеевна
Организация работы в ДОУ для полноценного физического развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы в ДОУ для полноценного физического развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС
Красота телесных форм
всегда совпадает с понятием о здоровой силе,
о деятельной жизненной энергии.
Толстой Л. Н.
Актуальность темы:
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно — бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
Публикация «Организация работы в ДОУ для полноценного физического развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС » размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание физической культуре. Занятия физической культурой активизируют иммунитет, повышают сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения, поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что формирование физического развития является актуальной задачей воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в программе «От рождения до школы» :
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью воспитателю необходимо широко использовать разные приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.
Эффективность по физической культуре в дошкольном учреждении во многом представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
На сегодняшний день актуальным становится правильная организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Формы этой работы могут быть различными:
1) физкультурные занятия;
2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
3) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы);
4) самостоятельная двигательная деятельность;
5) домашние задания по физкультуре;
6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
7) участие в соревнованиях между детскими садами;
8) пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников;
Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре, организационное (утренняя гимнастика, стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки, активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы); коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа); создание условий для развития двигательных способностей детей (самостоятельная двигательная активность).
Физкультурно-оздоровительный процесс в детском саду – это сложная система, где переплетаются все образовательные области.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Варианты проведения утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, педагог предлагает несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие : наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
В работе используем разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.
Введение двигательной разминки во время перерыва между занятиями позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы, следующие здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.
Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
Гимнастика пробуждения-гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т. д.).
Используем босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (резиновые коврики, ребристые карандаши и пуговицы и др.) Воспитанники занимаются в одних трусиках и маечках, босиком.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части физкультурного занятия, перед сном). Для этого используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Игры на прогулке: подвижные, молоподвижные, хороводные, соревнования и аттракционы. Проводятся организованно и самостоятельно (в зависимости от возраста детей). Целью служит повышение двигательной активности у малоподвижных детей и коррекция поведения у гиперактивных детей.
Большое внимание уделяю организации работы с родителями, так как считаю, что в физическом развитии детей должны быть заинтересованы все члены семьи. Используя различные формы работы с родителями воспитанников ДОУ, знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали себя наглядно-информационные, информационно-просветительские (информационные стенды, папки – передвижки и т. д., которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Привлекаем родителей к участию в досугах и соревнованиях внутригрупповых, детсадовских.
Дети младшей группы развивают умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Даем представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формируем представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Знакомим детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Даем представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья; формируем желание вести здоровый образ жизни. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
В своей группе мы стараемся применять все формы работы. В результате проделанной работы наши дети строятся в колонну. Учимся отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться в прыжках с высоты, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину. Закрепляем умение энергично отталкивать мячи при катании. Учимся ловить мяч двумя руками одновременно. Хорошо ползаем. Реагируем на сигналы «беги», «лови», «стой». Выполняем правила в подвижных играх.
В своей группе мы подготовили проект по физической культуре : «Просыпалочка» .
- Планируем провести родительское собрание: «Подвижная игра как средство приобщения к физической культуре». На собрании проведем анкетирование родителей по теме: «анкета по физическому воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни», в результате чего выясним, какие вопросы интересуют родителей по данной теме, сделаем подборку материала по интересующим вопросам.
- Для родителей были проведены такие консультации, как «Методика проведения подвижных игр для родителей», «Подвижная игра, как средство физического развития личности»
- Планируем провести с родителями развлечение по физическому развитию.
Основной особенностью физического воспитания дошкольников является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Дошкольный возраст - это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.
Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.